Консультация для родителей в форме диалога «Первый раз в детский сад. Адаптация»

Проблема посещения детского сада – хорошо ли это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – все эти вопросы рано или поздно возникают в каждой семье. Посещение детского сада имеет свои плюсы, ну и в некоторых случаях и минусы. И все-таки нужно ли родителям отдавать ребенка в сад или же нет?

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом зависит от их личного опыта. Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а точки зрения ряда наук: педагогики, психологии, медицины, социологии. И в целом детский сад рассматривается как фактор положительный и необходимый для полноценного развития и воспитания ребенка.

Так все таки почему же ребенку полезно посещать детский сад, каковы психологические преимущества пребывания ребенка в детском саду?

- обретение самостоятельности

- детское окружение, взаимодействие со сверстниками

- избавление от эгоцентрических установок

-медико-педагогический аспект (режим дня….

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад: рано или же лучше отложить это на более позднее время?

Чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Рано отдать ребенка в детский сад – это значит до года, когда у ребенка еще не сформировалось чувство беспокойства и тревоги при уходе мамы и страха при проявлении незнакомых людей. Но в таком случае первичные эмоциональные контакты ребенок будет устанавливать не с мамой, а со сверстниками и в дальнейшем ребенок может не научиться испытывать глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания. Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического развития человека. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности в большей степени психически устойчив и гармоничен. Привязанность к маме – первый и самый важный элемент в формирующейся личности малыша, это базовый фундамент дальнейшего благополучного развития. Помните об этом, когда будете принимать решение отдавать малыша до года в ясли. Но если все же остро возникла такая необходимость, то попытайтесь всеми силами в совместные минуты с ребенком компенсировать ему недостаток вашего тепла и ласки.

Еще одна закономерность — чем больше развита эмоциональная связь с мамой и сложнее психика ребенка, тем труднее будет протекать адаптация. Поэтому все хорошо в меру и во время.
До 2-3 лет у ребенка еще нет сильной потребности в общении со сверстниками, малышу достаточно общения с мамой и близкими людьми. Поэтому нормально развивающие дети, а тем более эмоционально чувствительные, тревожные, впечатлительные не могут быстро и резко адаптироваться. Они очень сильно реагируют на разлуку с мамой. Современные исследования в этой области показали, что у детей, которых отдали в ясли с 2-х лет и сразу на полный день (без подготовки и постепенного вхождения) больше возбудимости в эмоциональной сфере и у них более часты заболевания.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Конечно же нет: одни дети приходят в группу уверенно, умеют сами находить себе занятие, тогда как другие делают все с меньшей уверенностью, больше наблюдают за окружающими и выполняют лишь только предложенные им действия, не проявляя инициативы. Третьи же могут проявлять негативизм к новой обстановке, отклоняют все предложения, часто капризничают, плачут.

От чего же зависит это поведение

Причины негативного отношения к детскому саду и проявление тревоги, страха капризов могут быть различные:

- отсутствие в семье режима совпадающего с режимом дня детского сада;
- наличие устойчивых привычек (сосание сосок, укачивание при укладывании, совместный сон с родителями);

-неумение занять себя игрушкой;

- недостаточная по возрасту сформированность необходимых навыков самостоятельности;

- однако самой главной и основной причиной является отсутствие у ребенка контактов с окружающими. Особенно это ярко выражено у тех ребят, опыт взаимодействия которых был сужен до минимума (мама- ребенок, бабушка – ребенок и т. д.).

Знакомство с новыми людьми для них очень затруднено. Чем более узок круг общения ребенка, тем сложнее ему в детском саду.

Все эти причины определяют характер поведения ребенка в период адаптации, привыкания к новому окружению, к детскому саду.
Как же родители могут помочь ребенку в этот непростой для него период?
Предварительная подготовка детей к поступлению в детский сад и уверенность родителей в том, что вместе с педагогами они смогут решить все проблемы, позволят максимально безболезненно привыкнуть к детскому саду.

Постарайтесь приблизить домашний режим дня к режиму дня детского сада:

- Научите ребенка элементарным навыкам самообслуживания
- Закаляйте и укрепляйте организм ребенка;

- Если у вашего ребенка есть какие-либо индивидуальные особенности, привычки – не стесняйтесь, не утаивайте их от воспитателя, обязательно расскажите о них и вместе вы определите тактику по их возможной корректировки..