Социальное партнерство ДОО и семьи - основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Говорят о том, что «многие молодые семьи практикуют непродуктивные тактики воспитания: гиперопека, доминирующая и потворствующая гиперпротекция,  воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание и другие. Независимо от тактики и стиля воспитания для членов подобных семей характерна конфронтация с дошкольными образовательными организациями.

В. И. Слободчиков отмечает: «Полное обособление семьи от образовательных учреждений уже привело к замене общественного воспитания приватно-семейным, с одной стороны, и формально-государственным – с другой». ДОО  - как общественный институт не может заменить семью, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. В отсутствие научно обоснованной модели общественно-семейного воспитания оба рассматриваемых института нередко оказываются малоэффективными.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», «партнерство». Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки  России от  17.10.2013 года       № 1155, создало предпосылки  для равноправного и заинтересованного взаимодействия  семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.

Анализ изучения социального портрета семей  наших воспитанников показал: семьи различны по своему социальному положению, а проблемы в воспитании детей сходны. Решение этих проблем сегодня зависит от нашего взаимодействия. Задача педагогического коллектива в работе с родителями заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей. Основной целью взаимодействия ДОО и семьи является - организации совместных усилий воспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребенка. Ожидаемым результатом в данной системе является: неформальные отношения с семьями воспитанников; обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выборы адекватных методов и форм; установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание; повышение педагогической компетентности родителей.

Для того, чтобы в полной мере скоординировать деятельность ДОО по осуществлению партнерства с семьями воспитанников создана и реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников. Модель представляет открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Условно она состоит из трех блоков: информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный. Реализация каждого блока модели взаимодействия детского сада с родителями осуществляется через использование разнообразных форм и методов. В рамках данной модели социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Родители наших воспитанников становятся настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников,   базирующихся в первую  очередь   на  учёте  и использовании индивидуальных особенностей  детей,  создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед нашим учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие на основе принципов успешного взаимодействия с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи (Таб. 1).  

             От эффективности   системы социального  партнерства ДОО  с семьей зависит качество принятых мер, направленных на грамотное решение  проблемы  – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия, что позволит заложить основы  развития личности дошкольников (Таб. 2).

 

Таблица 1             

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи

 

Принцип

Реализация принципа

1.Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

Каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак­тивность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.

2.Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес­са, направленных на индивидуализацию развития личности  детей

Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре­бенка, его достижениях и трудностях, вы­явление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания, развития детей, которые объединят уси­лия педагогов и родителей, а с другой сто­роны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласован­ности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую­щих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обес­печения единства педагогических влияний на него;

- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагоги­ческого процесса

3.Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;

- опору на положительные стороны родителей и детей;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях;

-  доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие

4.Научно практический принцип

- создание методической базы для оснащения и контроля хода исследования;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;

- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам инновационной деятельности

5. Индивидуальный подход

Необходим  не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации

6. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

 

Таблица 2

Критерии  оценки  эффективности   системы социального  партнерства ДОО  с семьей

Критерий

Показатели

Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.

Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.

Умение применять  на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого (воспитательного потенциала семьи и т.д.).

 Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.

 Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

 Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт

Качественные характеристики проявления умений и навыков:

в процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются ярко, устойчиво – оптимальный уровень;

в процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются в достаточной мере – допустимый уровень;

воспитатель испытывает недостаток указанных умений и навыков, что создает проблемы в процессе его практической деятельности  с родителями – критический уровень

 

Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ

Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Наличие банка данных педагогического опыта семей.

Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.

Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников

 

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ

Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка,

безопасности его пребывания в ДОУ.

Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.

Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок.

 Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ.

Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.

Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.

Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей:

родители в полной мере удовлетворены качеством образовательных услуг в ДОУ – оптимальный уровень;

удовлетворенность качеством образования услуг частичная -  допустимый уровень;

родители не удовлетворены качеством образовательных услуг – критический уровень

 

Степень эффективности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи

Рост воспитательного потенциала семьи.

Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.

Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.

Активная субъектная позиция родителей.

Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.

Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам  ДОУ как показатель их педагогической компетентности.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них

Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей:

результаты деятельности ДОУ с семьей существенны, проявляются полно, ярко - оптимальный уровень;

результаты деятельности удовлетворительны - допустимый уровень;

работа с родителями ведется формально - критический уровень