Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!
Мы рады приветствовать вас перед началом нового учебного года на традиционной педагогической конференции.
Сегодня, в этом зале вместе с нами находятся люди, которые сделали многое для развития системы образования в городе. Именно благодаря им, у нас с вами есть возможность говорить о дальнейшей стратегии развития образования в городе. Уважаемые ветераны педагогического труда примите слова благодарности и признательности. Вы воспитали не одно поколение замечательных и талантливых учеников, создали благоприятную почву для успешного развития системы образования в городе! Вам наши искренние и теплые слова, аплодисменты и цветы.(Аплодисменты)
Уважаемые коллеги!
Образование всегда отражает суть эпохи. Инновационное развитие экономики страны, смена технологий, конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития, выбирая повышение доступности качественного образования. При этом особый приоритет определяется тремя ключевыми направлениями – это учитель, технология и инфраструктура.
На современном этапе развития общества мы должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир.
Все, что мы будем обсуждать сегодня обозначено в названии конференции «Основные стратегические ориентиры системы образования города Шумерля». Выработать стратегию необходимо, но очень важно знать какие инструменты, какую тактику мы выберем для достижения поставленных целей. Только в такой последовательности мы достигнем результатов.
На Федеральном уровне майским Указом Президента РФ определены основные стратегические задачи развития образования в России. Все намеченные ориентиры нашли отражение в Национальном проекте «Развитие образования», состоящим из 9 федеральных проектов.
Проект «Современная школа»
В рамках этого проекта стоят две основные задачи: обновление инфраструктуры школ и достижение глобальной конкурентоспособности наших школьников. И здесь мы можем сказать, что при поддержке Главы и Правительства Республики, вам, Владимир Александрович, отдельные слова благодарности за поддержку, при поддержке Минобразования Чувашии, главы администрации города мы уже идём по пути его реализации. Современная школа – это, прежде всего комфортные условия для обучения. Сегодня мы прикладываем все возможные усилия для их создания.
В 2018 году в рамках реализации программы «Капитальный ремонт общеобразовательных организаций Чувашской Республики, имеющих износ 50 процентов и выше» на 2 этап капитального ремонта здания школы № 1 выделено более 8 миллионов рублей из республиканского бюджета и бюджета города. На данные средства выполнены дренажные работы, произведено укрепление фундамента, восстановлены цоколь и отмостки. С большой радостью хочется отметить, что произведён ремонт в столовой, это позволило решить многие проблемы, в том числе и устранение предписаний надзорных органов.
В этом году и школа № 2 включена в эту же программу.
Проектно-сметная документация по капитальному ремонту здания рассчитана на более чем 35 миллионов рублей. Поэтому проводимые ремонтные работы 2018 года – лишь один из этапов. В этом году предстоит провести капитальный ремонт внутренней системы отопления, водоснабжения, канализации. На эти работы выделено более двенадцати миллионов рублей.
На сегодняшний день работы продолжаются – это единственная школа, которая не принята к новому учебному году. 709 обучающихся второй школы будут обучаться в гимназии № 8 во вторую смену. Окончание ремонтных работ запланировано на конец октября. Обучение начнется со второй четверти. Я думаю, что все учителя, родители и, конечно, дети согласны немного потерпеть, ведь капитальный ремонт школы проводится не каждый год.
Работу по включению оставшихся школ в эту программу будут продолжаться. И здесь руководителям главное не сидеть, сложа руки, в ожидании того, что решение задачи капитального ремонта произойдёт само собой. Необходимо изучить материалы программы, выходить с инициативой, а самое главное – нужно иметь проект с положительной экспертизой.
За счет средств, собранных в ходе Марафона «Именем детства во имя детства», выполнены ремонтные работы в пищеблоках детского сада №1 и школы № 6, выполнив эти работы, мы в т.ч. устранили замечания, выданные надзорными органами.
Много удалось сделать, но остаются проблемы, которые требуют решения:
• В первую очередь это вопросы обеспечения антитеррористической безопасности (выполнение требований, обозначенных в Постановлении Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов образования» )
• Назрела большая необходимость обновления компьютерного парка.
• Требуют капитального ремонта системы тепло и водоснабжения, электрические сети во многих образовательных учреждениях;
Конечно, здесь необходимо отметить, что не только капитальный ремонт решает проблемы успешного обучения.
Коллеги, функционирование и развитие системы образования города, её успехи напрямую зависят от ресурсного обеспечения, важнейшей составляющей которого являются кадры.
Еще один федеральный проект это «Учитель будущего» - национальная система учительского роста — Задача проекта - не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Без творческого и профессионального роста учителей выполнить задачи будет просто невозможно». Подписанным 7 мая текущего года Указом «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России установил необходимость обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим уровень владения педагогами предметными компетенциями в условиях цифровой образовательной среды приобретает решающую роль.
В соответствии с утверждённой дорожной картой формирования и введения национальной стратегии учительского роста 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей.
Хочу немного подробнее остановиться на этой интересной теме. Новая модель аттестации планирует включать в себя
1. Сертификационный экзамен, который направлен на выявление уровня компетенций педагогических работников.
2. Анализ определённых условий деятельности учителя (справка работодателя)
3. Анализ образовательных результатов обучающихся
4. Учет мнения выпускников через 4 года после окончания ими обучения
Изменения ждут наших педагогов не только в процедуре аттестации, вскоре будут введены новые стандарты образования. Уже с нового учебного года необходимо начать работу по следующим направлениям:
Ввести не более 2-3 линеек УМК по предметам
Учесть в своих планах работы и программах введение в 9 классе – устного экзамена по русскому языку – как допуск к ГИА, с 2020 года обязательного экзамена по иностранному языку.
Для 11-тиклассников: с 2020 года – обязательный ЕГЭ по истории, с 2022 года планируется обязательный ЕГЭ по иностранному языку.
Здесь есть о чем задуматься. Вызывает обеспокоенность ситуация с иностранным языком. Единицы выбирают данный предмет на итоговой аттестации: 2018 год – 10 чел., 2017 год – 8 чел. До 2020 года времени остается очень мало. Никак не можем мы перестроиться, используем все еще традиционные формы, методы, технологии, а они сегодня уже не работают, дети другие, они мобильнее, быстрее усваивают что-то новое, быстрее нас с вами. И здесь я уже говорю не только об учителях иностранного языка. Задача руководителей, педагогов пересмотреть свою работу, необходимо использовать технологии, способствующие более продуктивному усвоению предмета. На первый взгляд это очень сложная задача, но я уверена, что наши учителя с ней справятся. У нас 88,5 процента учителей имеют квалификационные категории, из них высшую – 38,3 %, первую – 50,3%. Конечно, в подготовке учеников к экзаменационным испытаниям могут помочь квалифицированные молодые кадры, которых нам как раз не хватает. Для привлечения молодых специалистов в город Шумерля у нас работает система целевых направлений с Чувашским государственным педагогическим университетом, хотя этой возможностью воспользовался только 1 выпускник этого года. Не привлекает профессия учителя нашу молодежь. И вновь скажу, что от нас это тоже зависит. Ведь мы с вами, я имею виду мое поколение, выбирали профессию учителя потому, что нас к этому вдохновили наши учителя.
Хотя со стороны государства и с нашей стороны предусмотрена система морального и материального стимулирования.
Следующий проект «Успех каждого ребенка» — цель которого создать условия для гармонично развивающейся личности, и чем больше развивается в направлениях ребенок, тем лучше результат будет у взрослого. Проект нацелен на формирование эффективного доступного дополнительного образования детей, к 2024 году 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет должны получать дополнительное образование.
В настоящее время дополнительное образование получают 66,9 процентов детей города Шумерля.
Не менее важным в работе учителей и педагогов является воспитательный процесс. Триумвират «Учитель – родитель – ученик» должен перестать быть дерективным. Задача руководителей школ выстроить диалоговую площадку для участников образовательного процесса. Как отметила Министр просвещения Ольга Васильева, обязательными с этого учебного года для большинства обучающихся должны стать 5 (пять) бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный, шахматы. Обязательные базовые модули по предпринимательской деятельности за счет внеурочных занятий.
Здесь необходимо наладить активную работу по сотрудничеству с учреждениями дополнительного образования. Центру детского творчества с этого учебного года разработать обязательные дополнительные общеобразовательные программы по данных направлениям.
Охват дополнительным образованием для каждого муниципалитета с нового учебного года должен быть не менее 75 %. Эта задача для всех образовательных учреждений и только в рамках сотрудничества нам будет возможно прийти к такому показателю.
Сегодня для подсчёта детей, занимающихся дополнительным образованием разработана система ГИС «Контингент», которая в автоматическом режиме высчитывает процент охвата дополнительным образованием по муниципалитету.
Всем образовательным учреждениям необходимо выбрать для себя ТИП ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(на экране)
Значение воспитательного процесса отмечается на всех уровнях развития образования. В своём послании Государственному Совету Чувашской Республики Михаил Игнатьев обозначил что «патриотическое движение – это мощная сила, объединяющая целеустремленных молодых людей в стремлении посвятить свой труд, силы и способности Отчизне». Понимая важность этого направления, наш город стал центром проведения многих республиканских фестивалей и конкурсов патриотической направленности:
На слайде
республиканский фестиваль «Нам этот мир завещано беречь!»;
зональный этап III республиканского конкурса «Вальс Победы»;
Республиканский смотр-конкурс «Салют Победы!»,;
И в сентябре пройдет уже традиционный Республиканский фестиваль-конкурс«Парад маршевых ансамблей – 2018».
На базе двух школ города Шумерля созданы первичные отделения Российского движения школьников. В состав РДШ входят более тысячи трехсот учащихся. В декабре 2017 года Ульяна Андреева заняла 1 место во Всероссийском конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя Россия!». В школе № 2 ежегодно проводиться межрайонный слет журналистов «Свой голос в СМИ». По результатам работы школа вошла в число лучших пилотных площадок «Российского движения школьников».
Обязательной с нового учебного года должна стать предметная область «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. Здесь каждому образовательному учреждению так же необходимо выбрать одну из предложенных моделей реализации:
(слайд)
Ещё один проект, на который необходимо ориентироваться нашим учителям «Цифровая школа». Такая школа важна для всех, кто сегодня задействован в системе образования.
Сегодня лидирующие позиции в цифровизации образования занимает образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей Сколково «Яндекскласс». На сегодняшний день сайт ЯКласс стал площадкой для более чем 27 000 школ в России, Латвии, Армении, Австрии, Украины и Республики Беларусь. ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. В этом проекте уже третий год активно участвует и занимает лидирующие позиции в российском рейтинге участников школа № 1.
Постепенно к данному сайту подключаются все образовательные учреждения города Шумерля.
Еще один проект, за реализацию которого будет отвечать Росмолодёжь - «Социальная активность», который будет развивать наставничество и волонтёрство. На сегодняшний день в каждой школе созданы волонтерские команды. Центр детского творчества является координатором данного направления . Всего за отчётный период силами добровольцев города Шумерля было организовано более 150 мероприятий, общий охват составил более 1000 человек.
Большую поддержку в развитии наставничества оказывают некоммерческие организации. Совместно с фондом «Чувашия» реализуется проект «Шаг навстречу», ставший победителем конкурса грантов Президента России. В проекте участвуют 36 школ республики, среди которых гимназия №8. Всем образовательным организациям рекомендуется подхватить эту новую практику.
Проект «Современные родители»
Цели - создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Как сказал Министр образования Чувашии А.С. Иванов «В последние годы для этого в республике проведена колоссальная работа». Огромная работа была проведена и у нас в городе: 2 ранее перепрофилированных дошкольных учреждений после капитального ремонта вновь приняли детей. Нам удалось обеспечить местами в детских садах детей старше полутора лет. Уровень обеспеченности дошкольным образованием составляет 100%. На учете для получения места в детских садах (отложенный спрос) зарегистрировано 443 ребенка.
Позволю себе цитату из доклада Министра образования и молодежной политики Чувашской Республики: «Воспитание родителей – этот международный термин должен стать важной частью нашей педагогической деятельности. Все образовательные организации (особенно детские сады и школы) в новом формате обязаны возродить родительские университеты, создать родительские клубы, советы отцов, матерей».
Немаловажная для нас задача это разработка эффективной системы выявления и развития выдающихся способностей обучающихся. Эту работу необходимо начинать с дошкольного образования. Все наши детские сады – участники республиканского проекта «Раннее выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей в ДОУ». Детский сад №15 «Сказка» реализует проект по воспитанию патриотических чувств у детей с детства «Юные кадеты». Они же является инициаторами и организаторами проведения ежегодного фестиваля детского творчества «Разноцветные капельки», дающего возможность раскрыть таланты юных горожан всего города. В 2018 году детскому саду №16 «Рябинушка» присвоен статус федеральной сетевой инновационной площадки на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение». В 2018 году детский сад № 1 «Золотой ключик» получил грант Главы Чувашской Республики на реализацию проекта создания образовательного центра по организации работы с семьями воспитанников, посещающих детский сад, а так же с семьями, чьи дети не охвачены дошкольным образованием. Это вот как раз то новое, на что сделан акцент в стратегии развития образования в России. Во всех дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать специальную развивающую творческую среду. Для реализации данной задачи необходимо совершенствовать научно-методический уровень педагогов по работе с одаренными воспитанниками. Успешно с этой задачей справляются в Детском саду № 19, им в этом помогают опытные педагоги. Уже второй раз победителем республиканского конкурса «Воспитатель года Чувашии». Становится воспитатель этого детского сада
На уровне общего образования качественным показателем успешного развития образования является участие и победы школьников во Всероссийской олимпиаде. Это еще одно направление, реализация которого вызывает определенную тревогу. В 2018 году 4 призовых места в региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников. За аналогичный период прошлого года - 3 призёра. И здесь тоже необходимо принимать управленческие решения. Нам нужно пересмотреть работу с одаренными детьми. Предусмотреть привлечение специалистов вузов Чувашской Республики, как вариант - заочное взаимодействие. Здесь так же может пригодиться портал Российской электронной школы. Разработка системы вебинаров с ведущими специалистами высших учебных заведений Чувашской Республики и России.
В сфере дополнительного образования масштабную работу по выявлению и развитию выдающихся способностей обучающихся ведёт Детская школа искусств. На базе учреждения реализуются предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Развивается взаимодействие с учреждениями образования и культуры. На базе школы № 6 обучаются группы ДШИ по изобразительному направлению.
На базе ЦДТ уже третий год работает Центр молодёжного инновационного творчества «НЕКСТ». Педагоги, занимающиеся в лаборатории, так же являются победителями республиканского конкурса «Сердце отдаю детям»: 2017 год – Юлия Жданович, 2018 год - Сергей Виноградов.
Детям города Шумерля есть, где проявить себя и, конечно, мы должны создать все необходимые условия для организации творческого и интеллектуального пространства абсолютно для всех детей. И поэтому одной из приоритетных задач у каждого образовательного учреждения является обеспечение современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждое образовательное учреждение города Шумерля имеет паспорт доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа № 3, гимназия № 8, детский сад № 14 за счет участия в программе «Доступная среда» создали универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2018 году МБОУ «СОШ №3» вступила в республиканский проект «Здоровое зрение», интегрированного в проект «Школьная медицина» Министерства здравоохранения Чувашии, в школе создан пункт охраны зрения. Цель проекта – улучшение зрения учащихся. С января 2018 года в Центре детского творчества функционирует группа адаптивной физкультуры, в которой обучаются 48 детей с ОВЗ. В течение года при участии и помощи меценатов были проведены ремонтные работы и приобретено оборудование. Я бы хотела озвучить имена соцально активных и неравнодушных людей и поблагодарить: Шигашева Валерия Александровича;
Представителя ДООО «СУ- №8», Зуйкова Александра Михайловича;
Руководителя салона «Талисман», Анисимова Андрея Александровича;
Руководителя фирмы «ОкоНика», Бородавина Юрия Валентиновича, Окна «Стар», Алексеева Сергея Георгиевича, ИП Ждановича Алексея Александровича.
Предприниматели города Шумерля не равнодушны к работе образовательных учреждений. Стараются оказывать максимальную помощь, они видят старания наших педагогов. Отдельные слова благодарности руководителю ООО «Республика» Пронину Л.Н. за его пристальное внимание и к системе образования и, конечно, за огромную материальную и моральную помощь и поддержку. Ни одно мероприятие не обходиться без их участия, и конечно без участия детей и родителей. Здесь и субботники, и праздничные концерты, фестивали, форумы и научно-практические конференции, которые в нашем городе становятся всё более популярными. За прошедший год мы провели несколько знаковых мероприятий:
На слайд
В декабре 2017 года в нашем городе успешно прошёл Республиканский форум «21 регион. Точка роста». Спикерами в работе площадок выступили ведущие деятели науки, искусства и управления Москвы, Казани, Чебоксар. Успех форума вдохновил нас на новые свершения и уже с февраля в городе Шумерля начал свою работу «Форум активных граждан», в рамках форума была организована работа 5 социальных площадок:
21 февраля жители города приняли участие в площадке «Спорт для всех», где ФОК «Олимп» открыл двери для всех желающих жителей города – любителей спорта и приверженцев здорового образа жизни.
2 марта жители города Шумерля прошли обучение на мастер-классах площадки «Умная сила и культурное лидерство: наука для всех», которая работала в МБОУ «СОШ № 1», являющейся городской экспериментальной площадкой «Школа – как социокультурный центр развития личности».
На базе ДШИ и ДК «ВОСХОД№ прошли творческие площадки.
16 марта на площадке «Гражданский университет: Я, семья, Государство», были организованы юридические и социальные консультации представителями налоговой службы, пенсионного фонда, муниципальными предприятиями и организациями.
Традиционно в апреле на базе МБОУ «СОШ №1» проходила VI республиканская научно-практическая конференция «Ростки возрождения», посвященная 170-летию со дня рождения И.Я. Яковлева. Количество участников – более 270 ребят со всей Чувашии. Инновационность этого года – специальная премия от учредителя конференции – Куракова Л.П. одному из обладателей Гран-при и его руководителю, премию получила Афошина Александра из школы №2 и ее руководитель Сутягина И.В. –.
Работа образования в городе не останавливается ни на один день. Ежегодно в летнее время на базе образовательных учреждений работают оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей и загородный лагерь «Соснячок». В 2018 году охват летним отдыхом составил –85% (79%).
в таких лагерях отдохнули 1099 детей (В 2017 г. - 824 человека), за четыре смены летней кампании 2018 года 450 детей отдохнули в загородном лагере «Соснячок» города Шумерля.
Уважаемые коллеги! Хочу заострить ваше внимание на том, что наряду с успехами и достижениями, нельзя не обратить внимание на те моменты, которые вызывают беспокойство и требуют концентрации наших усилий по их преодолению.
Так, в сфере дошкольного образования:
- отмечаются отрицательные тенденции кадровой обеспеченности, среди них низкий уровень притока молодых специалистов;
- на уровне образовательных организаций не осуществляется обобщение опыта работы.
В сфере общего образования:
- анализ результатов государственной итоговой аттестации 2018 года по сравнению с прошлым учебным годом показал, что средний балл выполнения работ на экзамене снизился по предметам естественно-научной направленности;
- сравнительный анализ итогов ГИА в 9 классе на уровне региона показывает отрицательную динамику наших выпускников по всем предметам.
- не достаточно эффективно организована работа методических объединений педагогов.
В сфере дополнительного образования:
- недостаток квалифицированных кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов деятельности, способных реализовать интересные программы по техническому творчеству, туризму и другим направлениям;
- низкий профориентационный эффект дополнительного образования.
В связи со сказанным, с определившимися стратегическими направлениями развития системы образования, как отделу образования, так и каждой образовательной организации в первую очередь, провести детальный анализ результатов своей работы по этим направлениям, активизировать поиск путей развития и расширения видов деятельности.
Кроме того, основными задачами управленческой и методической деятельности должны стать:
В дошкольном образовании
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
- создание надлежащих условий для реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование развивающей предметно-пространственной среды на основе целевого подхода;
- рост уровня профессионализма руководителей образовательных организаций в вопросах осуществления функций контроля за реализацией нормативных документов, регламентирующих их деятельность;
- создание базы единого методического сопровождения образовательного процесса детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- организация взаимодействия с социальными партнерами и родителями, направленного на позитивную социализацию дошкольников .
В школьном образовании:
- усиление контроля за освоением общеобразовательных программ по естественно-научным дисциплинам;
- организация индивидуальной и групповой подготовки учащихся к сдаче ОГЭ с учетом индивидуальных образовательных траекторий;
- разработка комплекса дополнительных мер по работе с выпускниками 9, 11 классов, испытывающими затруднения в учебе;
- повышение качества работы методической службы, методических объединений педагогов по всем предметам;
- координация работы по взаимодействию общеобразовательных организаций с образовательными учреждениями высшей школы, развитие профильного обучения технической и естественно-математической направленности.
В дополнительном образовании:
- интеграция учреждений общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство;
- обновление содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей;
- расширение спектра направлений работы;
- совершенствование программно-методического и информационного обеспечения;
- обеспечение доступности образовательных услуг для детей, имеющих разные образовательные потребности.
При этом нам нельзя забывать, что главная наша задача - создание нового типа педагога – «педагога-новатора». В связи с чем, сегодня на первый план становится задача стимулирования педагогов к развитию творческого потенциала, профессионального роста, непрерывного образования. Необходимо формировать целостные программы методического сопровождения молодых специалистов, единого пространства для развития межпредметных объединений.
Система образования создает настроение нашего города, вся жизнь кипит здесь в образовательных учреждениях, где растут и развиваются дети и родители.
В заключение своего доклада хочу поблагодарить:
руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей, всех представителей педагогического сообщества;
всех, чьим трудом образование города Шумерля активно развивается.
Поздравляю всех с наступающим новым учебным годом! Нам есть к чему стремиться, открывать в себе и в наших детях новые знания и таланты. Я желаю вам по-настоящему творческой, плодотворной работы, энергии и сил. И, конечно же, настроя на успех!