Создание современного образовательного пространства в условиях реализации национального проекта «Образование»

Добрый день, Виктор Владимирович, Алексей Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас перед началом нового учебного года на традиционной педагогической конференции.
В преддверии пленарного заседания здесь в школе работали интерактивные тематические площадки по основным направлениям национального проекта «Образования».  Спасибо всех за активное участие.
Мы очень часто говорим о модернизации системы образования. Этот процесс является в настоящее время ведущей идеей российской образовательной политики.
Комплексное обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. И конечно, здесь следует отметить, что хранителями этих традиций, главными наставниками на пути к совершенству всегда были и будут наши уважаемые ветераны педагогического труда. Уважаемые ветераны, Вы являетесь примером для молодых учителей, образцом глубокой преданности своему призванию. Спасибо вам, за ваш бесценный, самоотверженный труд, за то, что храните в себе преданность высоким идеалам и верность лучшим традициям российской педагогики. Примите цветы и аплодисменты, как дань уважения и благодарности. (Аплодисменты)
Мы с вами находимся на очень важном и, безусловно, очень ответственном этапе – это начало реализации национальных проектов. Предстоящий учебный год ставит перед нами новые задачи, которые должны четко понимать и руководители и педагогическое сообщество города Шумерля.
Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и повышение его качества. Стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.
Сегодня главной опорой решения поставленных выше задач стал национальный проект «Образование». Нацпроект – это качественно новый подход, это беспрецедентные финансовые ресурсы. За 6 лет на реализацию проекта будет направлено почти 800 миллиардов рублей, и что немаловажно- 92 процента из федерального бюджета. В рамках данного проекта город Шумерля примет участие в реализации 6  из 10 федеральных проектов, входящих в его состав.
Как я уже сказала, важность поставленных задач должен понимать каждый.  Но кроме понимания важности происходящего, мы должны с вами оценить свои возможности: готовы ли мы к успешной реализации? каковы наши шансы оказаться среди лидеров? какие проблемы и что для их решения нам нужно сделать.
Реализация данных проектов должна начинаться с первой ступени образования. Лидерство в дошкольном образовании, прежде всего, определяется доступностью. Это значит, что любая семья должна иметь возможность устроить ребенка в детский сад. Город Шумерля на уровне республики по этому показателю занимает лидирующие позиции. Мы обеспечили доступность с полутора лет, т.е задачу, поставленную Министром - обеспечение доступности для детей до 3-х лет к 2021 году, мы уже выполнили. Это одна из главных целей нацпроекта «Демография».
Потребность населения в доступности качественного дошкольного образования для детей раннего возраста, действующие детские сады удовлетворяют практически в   полном объеме. Все дети от 1,5 лет и даже младше (по заявлению и желанию родителей) направлены и направляются в дошкольные образовательные учреждения. Актуальный спрос удовлетворен на 100 %. В отложенном спросе  на учете числятся дети от рождения до 1,5 лет в количестве 168 чел. 
Казалось бы, решена проблема нехватки мест в детских садах для малышей, однако, появилась другая. Родители, не ожидая так быстро получить направление в дошкольное учреждение, сталкиваются с тем, что их ребенок не готов пойти в садик (как они говорят: маленький  еще и ничего сам не умеет, да и болеть будет) и с опаской и недоверием относятся к дошкольному учреждению.  В результате мамы не торопятся выходить или устраиваться на работу, отказываются от направлений и откладывают посещение детского сада еще на год.
В связи с этим перед нами стоит задача: создание самых оптимальных  комфортных условий для развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Решение данной задачи мы видим в обновлении содержания дошкольного образования, система которого призвана быть сегодня гибкой, многомодульной, отвечающей социальным запросам родителей. Необходимо вводить вариативные модели организации дошкольного образования. Разный режим пребывания и объём обучения, разнообразные формы работы с детьми, привлечение родителей к совместной деятельности. Необходимо организовать транслирование новых идей и наработок в развитии раннего образования в ДОУ через проведение семинаров, практикумов, вебинаров, через публикации в СМИ, распространение буклетов.
Хочу отметить, что впервые за много лет в этом году из республиканского бюджета направлены средства на замену технологического оборудования в пищеблоках детских садов, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья детей (сумму выделенных средств на экране). Из местного бюджеты выделено более двух миллионов на ремонты пищеблоков в ДОУ.
С целью повышения качества дошкольного образования в Чувашской Республике планируется проведение Республиканского конкурса «Лучший детский сад» и запуск нового проекта «IT - детский сад». У нас есть все шансы, что бы стать первыми их участниками.
Уважаемые руководители дошкольных образовательных организаций! Нам необходимо создать все условия для того, чтобы, получая дошкольное образование, ребёнок смог приобрести знания, умения и навыки, которые помогут ему при освоении программ следующей ступени образования.
Основой любой образовательной системы является школа. Неслучайно федеральный проект «Современная школа» является самым масштабным по ресурсам. За 6 лет на его реализацию предусмотрено почти 300 млрд. рублей.
В рамках данного проекта стоят две основные задачи: обновление инфраструктуры школ и достижение глобальной конкурентоспособности наших школьников.  Выполняя  первую задачу, начиная с 2017 года мы  включены в программу «Капитальный ремонт общеобразовательных организаций Чувашской Республики, имеющих износ 50 процентов и выше». В рамках этой программы капитальные ремонты осуществлялись в 2 школах. Это школа №1, которая полностью завершила ремонтные работы здания. Сегодня эта гостеприимная школа нас любезно принимает, спасибо, Татьяна Владимировна. И школа № 2, в этом году она завершили 2 этап. За три года на эти работы было выделено свыше 70 млн.руб, в том числе более 7 млн.руб. из местного бюджета. На следующий год в планах – школа №6, проект готов, пока не получена положительная экспертиза. На 2020 год запланирован ремонт спортзала Гимназии №8, затем школы №3. В этой ситуации хочу сказать руководителям всех учреждений – для того чтобы участвовать в каких-либо программах по ремонту, необходимо иметь готовые проекты с положительной экспертизой, готовить которые нужно уже сейчас.
К сожалению, по этой программе невозможно отремонтировать дошкольные образовательные учреждения, но здесь, я хочу воспользоваться случаем и сказать слова благодарности Министерству строительства Чувашской Республики за поддержку проектов, основанных на местных инициативах. Поддержали 5 наших проектов на сумму более четырёх миллионов рублей, и мы смогли осуществить ремонтные работы в 5 детских садах. В рамках данного соглашения проводится капитальный ремонт плавательного бассейна в МБДОУ «детский сад № 19 «Родничок», ремонт кровли здания в МБДОУ «Детский сад № 14 «Солнышко», текущий ремонт кровли здания МБДОУ «Детский сад № 15 «Сказка» г. Шумерля, текущий ремонт кровли в МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой ключик», капитальный ремонт пожарных лестниц в МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга».  Это был наш первый опыт участия в данной программе. Я думаю, что на следующий год мы также активно продолжим и как я уже сказала, нужно начинать уже сегодня готовить все необходимые документы.
По муниципальной программе «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории города Шумерля» выделено 7 млн. 550,5 тыс. рублей на приобретение досмотрового оборудования и систем контроля и управления доступом в образовательные учреждения и учреждения культуры. В 1 полугодии 2019 года приобретено 7 арочных и 19 ручных металлодетекторов на сумму 2 млн. 231,3 тыс. рублей, в 3 квартале будет осуществлена поставка 24 турникетов и 10 шлагбаумов на сумму 5 млн. 237,7 тыс. рублей.
Наряду с улучшением материальной базы мы с вами активно работаем по созданию современной образовательной среды. Одним из важных аспектов решения данной задачи является практическая деятельность в школе. Здесь в помощь общеобразовательным учреждениям выступает проект «Наука в школу». В рамках реализации данного проекта в Гимназию № 8 города Шумерля поступило современное оборудование - Цифровая химическая лаборатория. Дидактический потенциал планшетных технологий, которые являются новой формой обучения, основанных на формировании умений самостоятельно извлекать знания, на развитии критического мышления обучающегося - очень высок, что позволяет сделать учебный процесс более интерактивным и качественным.
Продолжая мысль о развитии современных технологических навыков, хотела бы подчеркнуть значимость введения роботехники в образовательных организациях. Робототехника – очень мощный инструмент для ведения STEM-обучения, принципов инженерно-проектной деятельности в школьное образование. Такой подход предполагает интегрирование науки, технологии, инженерии и математики в один учебный процесс. Это новая методика, позволяющая ребятам учиться не просто по учебникам, а на собственном опыте, не просто учить отдельные предметы, а комбинировать знания из разных областей в рамках решения какой-то конкретной поставленной задачи.
В этом году все школы получили комплекты учебного оборудования для изучения робототехники. Задача сегодняшнего дня для учителей - пересмотреть свои методики, массово развивать интегрированные уроки, а нашим школьникам активно развивать современные компетенции.
Уважаемые коллеги! Инфраструктура общеобразовательных организаций улучшается с каждым годом. В данное время у нас есть все, чтобы сделать очередной шаг вперед к школе успеха и знаний – «интеллектуальной школе»!
Наши выпускники из года в год поступают в ВУЗы России на бюджетной основе и в этом году 72%  выпускников поступили на бюджет. Мы можем сказать, что наши школы обеспечивают равную доступность к качественному образованию,  т.е. выполняют в необходимой степени функции социального лифта, о чем говорил в своем докладе Министр. Сергей Владимирович определил основным девизом предстоящего учебного года – работаем без «отстающих». В республике не должно быть школ с явно низкими показателями по образовательным траекториям, результатам ЕГЭ, ОГЭ, всероссийских проверочных работ, международных исследований качества образования». По Чувашской Республике 64 выпускника текущего года и 1 выпускник прошлых лет получили 100 баллов на ЕГЭ. Одна из них выпускница школы № 1, получившая 100 баллов по химии – это результат совместной работы ребёнка и преподавателя. Но не только итоговая государственная аттестация вскоре станет показателем нашей работы: в 2019 году 5 образовательных учреждений Чувашской Республики примут участие в Международной программе по оценке учебных достижений PISA, тесте, оценивающем грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В скором времени в данное направление планируется включить все общеобразовательные учреждения Чувашской Республики. Чтобы показать здесь отличные результаты мы должны приложить максимум усилий по развитию пространственного мышления учащихся и это еще одна наша задача.
В городе Шумерля выстроена система работы, направленная на выявление, развитие и поддержку одаренных, талантливых детей, через участие в интеллектуальных конкурсах разного уровня, через предметные олимпиады школьников. Результаты участия наших школьников в региональном этапе всероссийских предметных олимпиад  нестабильны. Разумеется, достижения у нас есть, мы благодарны коллективам, чьи ученики из года в год получают призовые места. По итогам участия в региональном этапе Всероссийских олимпиад в городе Шумерля 5 призёров и 1 победитель (в прошлом году – 4 призера). Масленникова Дарья, победитель регионального этапа по литературе, представляла Чувашскую Республику на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Калининграде, но, к сожалению, в числе призеров ее нет. Да, есть положительная динамика, но не могу не остановиться на существующих проблемах: Низкое качество подготовки наших олимпиадников по предметах технической направленности, никак мы не можем наладить сетевую форму подготовки детей на республиканский этап, все продолжаем тянуть одеяло в свою сторону, а это неправильно! Никогда мы не добьемся высоких результатов, если не будем помогать друг другу. Своих специалистов не хватает нужно обратиться к нашим социальным партнерам: градообразующим предприятиям. Ставлю задачу перед специалистами отдела образования, руководителями методобъединений: разработать механизм сетевого взаимодействия по подготовке ребят к республиканскому этапу всероссийской олимпиады школьников.
Продолжая тему развития талантов, хотела бы вам напомнить, что одним из трендов современности является гуманизация образования, признание уникальности человека и его самоценности. Думаю, что проект «Успех каждого ребенка» направлен на реализацию именно этого принципа.
В рамках этого проекта учащиеся общеобразовательных организаций города Шумерля станут участниками проекта «Билет в будущее». Школьники, пройдут онлайн-тестирование на специальной цифровой платформе, разработанной специалистами Ворлдскиллс Россия, затем – пройдут профессиональные пробы (мастер-классы) на базе учреждений среднего профессионального образования под руководством опытных экспертов. Шумерлинский политехнический техникум Минобразования Чувашии присоединился к данному проекту «Билет в будущее» и является площадкой профессиональных проб для школьников по компетенциям «Кирпичная кладка» и «Поварское дело».
На базе техникума под руководством опытных экспертов пройдут мастер-классы с учащимися городских школ 2, 3, 6, в ходе которых каждый учащийся получит возможность «примерить» на себя выбранную профессию, выполнить работу своими руками. На завершающем этапе каждый учащийся получит «траекторию профессионального развития» – рекомендации по изучению программ дополнительного образования в регионе.
Школа  3 является участником федерального проекта «Билет в будущее», в рамках которого обучающиеся школы получают рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности).
Учащиеся школ города принимают активное участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию.
Общеизвестно, что большим потенциалом для развития способностей детей обладает система дополнительного образования. Нам предстоит к 2024 году увеличить охват дополнительным образованием до 80 %. Сегодня он составляет 74%.
Одна из главных задач в этой сфере – чтобы дети с раннего возраста могли попробовать себя в различных направлениях, могли выбрать кружки исходя из собственных предпочтений и потенциала.
Значимым шагом стало внедрение информационного портала - Навигатора дополнительного образования детей. В эту единую информационную базу уже загружено более 2 тысяч программ от 179 образовательных организаций.
С 1 сентября 2019 года в Чувашии и в городе Шумерля будет введена модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. В отличие от уже существующей системы финансирования при персфинансировании формируется конкурентная среда как между муниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной системы, будут финансироваться конкретные услуги, а не учреждения, будет осуществлен учет детей и количество посещений с помощью сертификатов. Теперь ребенок может выбрать то направление, которое ему действительно интересно, вне зависимости от финансового положения семьи и от того, школьный ли это кружок, секция в центре творчества или частная. Хочу сказать, что неплохую конкуренцию центру детского творчества составит ЦМИТ "Галилей", которые за 2019 год результативно поучаствовали во Всероссийских робототехнических олимпиадах.
Информационную работу мы проводили в течение всего летнего периода, и сейчас необходимо активно подключиться классным руководителям и провести разъяснительную работу с родительской общественностью.
Самым амбициозным, как сказал Министр, является проект «Цифровая образовательная среда», который призван решать задачи обеспечения глобальной конкурентоспособности образования России в области цифровизации образования, адаптации детей к «цифровой» эпохе.
К концу 2024 года во всех образовательных организациях города планируется создание условий современной и безопасной цифровой образовательной среды.
В школах будет обеспечено интернет - соединение со скоростью не менее 100Мб/c. Уже сегодня внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы в гимназии № 8 осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности: Гимназия присоединилась к VIII Всероссийской Школьной Неделе высоких технологий и технопредпринимательства, организаторами которой были: Госкорпорация «Роскосмос», Росатом, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», при поддержке Министерства просвещения России.
Во всех общеобразовательных учреждениях города Шумерля учителя информатики, проводят открытые «Уроки Цифры», «Дни финансовой грамотности».
Большое число родителей и детей города Шумерля ведёт активную образовательную деятельность на платформе Учи.ру.
Лидирующие позиции в цифровизации образования занимает образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей  Сколково «Яндекскласс». Платформа помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. В этом проекте уже третий год активно участвует и занимает лидирующие позиции в российском рейтинге участников школа № 1.
Учителя отмечают высокий интерес подростков к интернет платформам в сфере образования и признают удобство использования цифровых образовательных ресурсов.
Однако, не могу не обратить внимание на проблемы деструктивного воздействия сети Интернет на пользователей, особенно социальных сетей. В сети очень много «токсичного» контента. Прошу руководство общеобразовательных учреждений активизировать работу педагогического сообщества по мониторингу соцсетей, а также по обучению нашей молодежи, так называемой цифровой гигиене.
Необходимо перенаправить энергию детей, включать их в активную социальную работу и здесь вашим помощником может стать проект «Социальная активность». Ключевой задачей регионального проекта является развитие добровольчества, развитие талантов и способностей у детей и молодежи, путем поддержки общественных инициатив и проектов.
В настоящее время в городе активную общественную работу проводят более 400 добровольцев местных отделений Всероссийских общественных движений: «Волонтеры Победы», «Российское движение школьников», «ЮНАРМИЯ», «Российский союз молодёжи», «Зелёное Движение России «ЭКА» и члены Детского парламента и Молодежного Правительства. Общественные организации объединяют молодых и активных людей, помогают им проявить себя в общественной деятельности, ведут работу по различным социальным направлениям. В текущем году реализованы добровольческие мероприятия: общественные акции, конкурсы, субботники по благоустройству. Наша задача – обратить особое внимание на развитие талантов и способностей у детей и молодежи путем поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества, развития наставничества и клубного движения.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе, воспитателе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач.
Проектом «Учитель будущего» предусматривается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
К 2024 году планируется вовлечь в национальную систему профессионального роста не менее половины учителей общеобразовательных школ. Не менее 10 % педагогов пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации. Не менее 50 % педагогических работников повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования.
С целью внедрения национальной системы профессионального роста педработников и формирования системы профессиональных конкурсов с целью предоставления возможностей для карьерного роста ежегодно на базе МБОУ «СОШ №3» проводиться открытый городской фестиваль педагогического мастерства среди молодых педагогов «Учитель навсегда!». Победителем фестиваля в 2018 году стала Вишневская Фаина, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 2», которая вошла в пятерку лучших молодых педагогов Чувашии и стала Лауреатом республиканского конкурса «Педагогический дебют». Копилку побед в республиканских профессиональных конкурсах пополнила и Магулина Дарья Анатольевна - лауреат республиканского этапа профессионального конкурса среди классных руководителей «Самый классный классный – 2019». Ежегодно проходит муниципальный конкурс «Ярмарка педагогический идей и инновационных проектов», победитель в номинации «Урок» - Соколова Татьяна Александровна, стала участником Республиканского этапа конкурса «Учитель года- 2019», Победитель муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» педагог-психолог д/с №18 «Аленушка» Швецова Татьяна Витальевна, став Лауреатом республиканского конкурса  «Воспитатель года Чувашии – 2019», в очередной раз подтвердила, что система дошкольного образования сильна и конкурентоспособна. На протяжении последних 6 лет мы становимся либо победителями, либо лауреатами на уровне республики.
Нацпроект «Образование» не является чисто образовательным, он нацелен на решение проблем всего населения, при этом особое место отводится семье. Во всех передовых образовательных системах мира семья считается главным фактором социализации, развития и воспитания детей. В большинстве стран создана эффективная комплексная помощь каждой семье на личном уровне. Создание аналогичной системы в нашей стране – основная миссия федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». В рамках реализации проекта не менее 75 % родителей (законных представителей) детей получат услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, а также будет оказана поддержка гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в рамках реализации проекта, с 01.09.2019 г. планируется открытие в каждом образовательном учреждении консультационных пунктов для оказания психологической и методической помощи родителям по вопросам обучения и воспитания.
Безусловно, нам есть над чем работать и к чему стремиться. Региональные проекты - это возможность каждого учреждения, учителя и ребёнка максимально реализовать свои возможности.
Уважаемые коллеги! 
Подводя итоги прошлого года, предлагаю построить нашу дальнейшую совместную работу в новом учебном году на конструктивном диалоге, в результате которого будут обсуждаться не только наши достижения, но и проблемы современной муниципальной системы образования.  И здесь как нигде нужна совместная четкая и слаженная работа всех. У каждого педагога и руководителя в этой миссии своя конкретная задача – работать эффективно, современно, смело освобождаясь от стереотипов и стремительно осваивая новое!
Я поздравляю всех Вас, а в вашем лице ваших коллег, ветеранов педагогического труда, родителей, учащихся и воспитанников с новым учебным годом, самые искренние пожелания всем, творческих поисков и удач в  благородной педагогической деятельности. 
С наступающим днем знаний!  Здоровья, профессионального роста, успехов!