Профессиональная компетентность педагогов как ресурс инновационной и конкурентоспособной образовательной системы муниципалитета

Доклад на пленарном заседании августовской конференции работников образования города Шумерли.

заместитель главы администрации

по вопросам социального развития

– начальник отдела образования

А.Д. Григорьев

 

Уважаемый Владимир Александрович, Александр Геннадьевич, Сергей Валерьевич, уважаемые коллеги!

Приближается один из самых значимых дней в году – праздник, с которого начинается для каждого следующего поколения дорога в Мир Знаний. Ежегодно 1 сентября сотни детей переступают порог наших школ, где их встречаете вы - опытные руководители, добрые наставники, заботливые учителя. И прежде чем приступить к докладу, я бы хотел поприветствовать и выразить слова благодарности ветеранам педагогического труда, которые откликнулись на наше приглашение, и сегодня присутствуют в этом зале. Это люди, которые воспитали не одно поколение замечательных и талантливых учеников, создали благоприятную почву для успешного развития системы образования в городе! (Аплодисменты)

Сегодня, в преддверии этого праздника мы проводим нашу августовскую конференцию, на которой, традиционно, подводятся итоги прошедшего учебного года и определяются приоритетные задачи на следующий год. Есть у выдающегося польского педагога Януша Корчака хорошее выражение «Среда безмятежного пребывания», в которой пребывать очень опасно, можно остановиться в развитии. В связи с этим хочется с этой высокой трибуны поблагодарить главу администрации города Шумерля Александра Геннадьевича за особое внимание к образованию, за то, что всколыхнул нас, вывел из этого состояния. Нужно отметить, что благодаря активной поддержке руководства города только за последний год на развитие образовательной инфраструктуры направлены значительные ресурсы. Отремонтированы крыши в двух садиках, завершается ремонт крыши в гимназии №8, заменены окна на стеклопакеты в СОШ №6, идет полным ходом ремонт школы №2, здесь есть свои проблемные моменты, но мы их, я думаю, успешно решим.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.    Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно.

Важными становятся такие личностные качества, как конкурентоспособность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность к непрерывному обучению. Во многом это определяется тем, «кто стоит у доски». Ключевой фигурой современной школы является педагог. Собственно говоря, как это было и раньше.

 

Существует такая легенда:

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Кардинально меняется содержание образовательного процесса — происходит введение федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном, школьном образовании, создаются центры профессиональных компетенций. 

Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному педагогу. Какой он, современный педагог? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у детей стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный педагог умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Позволю себе цитату из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина: «…необходимо создать общенациональную систему профессионального роста учителей, так как требования к профессии учителя сегодня "многократно возрастают". Создание достойной мотивации учителей, условий для их постоянного самосовершенствования и повышения квалификации сегодня становится ключевым фактором развития всей системы общего образования".

Это высказывание напрямую иллюстрирует тему сегодняшней конференции «Профессиональная компетентность педагога как фактор инновационной и конкурентоспособной системы образования муниципалитета».

23 августа, делегация города Шумерля в количестве 24 человек участвовала в работе секционных площадок и пленарной части республиканской конференции педагогических работников. Проблемы, обозначенные в докладе Светланы Владимировны Петровой, в частности, затруднения педагогов в использовании новых стратегий оценивания учащихся, перегрузка школьников домашними заданиями, нарушение учениками правил в ходе сдачи государственной итоговой аттестации, необходимость повышения качества физико-математического образования, касаются и нас. Это автоматически становится для нас задачей на этот учебный год.

С огромным удовольствием могу сказать, что по охвату дошкольным образованием город Шумерля в разрезе муниципалитетов является одним из лидеров. У нас обеспечена доступность дошкольных образовательных услуг для детей старше полутора лет.

По словам Светланы Владимировны, для решения задачи дальнейшего повышения качества дошкольного образования необходимо повышение квалификации работников детских садов, в частности, без отрыва от работы.  В республике, например, есть проблема низкой  доли педагогов дошкольных учреждений с высшим профессиональным образованием, в нашем городе эта проблема успешно решается, и мы в лидерах- 51,2% педагогов с высшим образованием это очень хорошо. У нас другая проблема – есть много достойных и высококвалифицированных воспитателей, которые участвуют в конкурсах разного уровня и побеждают, есть потенциал, но при этом относительно невысокий процент педагогов с высшей квалификационной категорией – 13,4%, хотя, на уровне республики, мы тоже выглядим неплохо. Ставлю задачу на этот и последующие учебные годы: увеличить долю педагогов ДОУ с высшей квалификационной категорией.

Вопросы повышения кадрового потенциала должны быть главным критерием в оценке качества работы руководителей и детских садов, и школ, и учреждений дополнительного образования, также подчеркнула Светлана Владимировна.

Она констатировала, что сегодня учителя крайне нуждаются в конкретной помощи и предложила возродить статус муниципальных методических кабинетов для распространения успешного опыта и актуальных знаний. Дословно: «В пилотном варианте предлагаю ЧРИО совместно с ЧГПУ, двумя педколледжами создать в каждом муниципалитете Центры практической помощи педагогам, которые должны превратиться в Центры непрерывного профессионального консультирования». Такие центры должны заняться сопровождением учителей на основе анализа результатов государственной итоговой аттестации, помощью им в подготовке всероссийских проверочных работ и внедрении ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Будем рассчитывать на быстрое решение этой задачи, но пока мы определили для себя принципы организации деятельности школ, направленной на профессиональное развитие учителей. Сегодня методическая работа школы базируется на деятельности традиционных предметных методических объединений и межпредметных школьных профессиональных объединений педагогов (творческие мастерские, микрогруппы, «Школа молодого учителя и др.). Наиболее продуктивными являются объединения педагогов, работающих в одном классе, параллели, реализующих программы одного уровня или направленности. В соответствии с основными направлениями в современной педагогике была организована и работа профессиональных объединений в школах. Для того, чтобы эта работа носила системный характер, например, на базе Кафедры технологий и проектирования школы №1, курируемой Чебоксарским политехническим институтом был разработан план научно-методической работы повышения педагогических компетенций педагогов школы, реализация которого позволила организовать работу по повышению компетентности педагогов на рабочем месте в формате корпоративного обучения в логике педагогической рефлексии. Для этого организовывались встречи (педагогические советы, научно-практические конференции, педагогические чтения, круглые столы), в том числе и в дистанционном формате, с обсуждением проблем современного образования и практические пробы. Семинар «Практико-ориентированный подход в современной школе» стал открытой площадкой для обсуждения и практической мастерской для педагогов образовательных учреждений города. Итогом такого подхода корпоративного обучения по оценке внешней экспертизы стал более высокий уровень преподавания.

Важной «точкой профессионального роста» педагога является потенциал муниципальной среды: как я уже говорил, школы принимают активное участие в работе городских педагогических сообществ, научно-методических семинаров, осуществляют тесное сотрудничество с другими учреждениями в рамках сетевых сообществ. По итогам 2015–2016 учебного года доля учителей, ведущих собственные сайты, блоги, страницы на сайтах профессиональной направленности, составила 64,3%; ими подготовлено более 57 публикаций.

Непрерывный рост профессиональных компетенций педагогических работников неразрывно связан с повышением квалификации. В 2015-2016 гг  67% педагогических работников прошли обучение профессиональных курсов повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Свой высокий методический уровень учителя  подтверждают, принимая участие  в профессиональных конкурсах (Результаты вы видите на экране). Это педагоги, результатами, которых мы гордимся! Я только назову их, все остальное на экране.

Никонова Татьяна Николаевна

Колесникова Татьяна Михайловна

Ефремов Алексей Михайлович

Александрова Лира Вениаминовна

Мушлайкина Раиса Николаевна

Дмитриева Наталья Ивановна

Леонтьев Валентин

Катюшина Светлана Николаевна

Морозова Наталья Владимировна

Нужнова Елена Владимировна

Иванова Любовь Руслановна

Александрова Наталья Александровна

Ковалив Наталия Владимировна

Осипова Наталья Александровна

Виноградов Сергей Борисович

Лобочкова Александра Андреевна 

Жданович Юлия Евгеньевна 

Лушин Александр Владимирович

Хрыкина Татьяна Юрьевна

Струкова Светлана Валентиновна

Поляков Олег Евгеньевич,

Архипова Лидия Робертовна

Куркова Ольга Владимировна,

Вишневская Татьяна Владимировна

Михеева Светлана Александровна

Пототова Светлана Геннадьевна

Семенова Татьяна Викторовна

Рябкина Людмила Александровна

Обломова Наталья Ивановна

В докладе врио министра были затронуты вопросы кадрового обеспечения и привлечения молодых учителей. Хороший импульс последнему дают материальные стимулы. По поручению Главы республики принято постановление Кабинета Министров об увеличении коэффициента к окладу до 75 процентов для специалистов, имеющих диплом с отличием  и выплате единовременного денежного пособия в размере 10 окладов. Дословно: «Необходимо в ближайшее время принять аналогичные решения для муниципальных организаций». Вопрос привлечения молодых кадров в наших образовательных организациях стоит очень остро. Во- первых, есть вакансии в школах, садах, учреждениях дополнительного образование, во-вторых, мы не выполняем показатель «доля учителей в возрасте до 35 лет» - он должен быть не менее 16,5%, а у нас -12,5%. Еще одна первоочередная задача поставлена перед нами.

На экране: Доля учителей, имеющих стаж работы до 3 лет- 4,6 % (8 чел.) (по республике – 4,1%), доля учителей в возрасте до 35 лет – 12,5% (22 чел.), учителей пенсионного возраста – 17,1 % (30 чел.) (по  республике – 13%). 

Средний возраст учителя – 47 лет.

94,3 процента учителей имеют квалификационные категории (по республике – 81,1%), из них высшую – 43,2 % (по республике – 19,8%), первую – 51,1% (по республике – 54,8%).

В образовательных учреждениях сегодня работает  12 молодых педагогов, профессиональная компетентность которых осуществляется за счет многоканального повышения квалификации: очные и дистанционные курсы,  открытые уроки, участие в фестивалях, форумах, семинарах, проектах, программах внутришкольное повышение квалификации. Молодые специалисты школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, - участники и победители муниципальных профессиональных конкурсов и фестивалей (фестиваль молодых педагогов «Учитель навсегда!», «Ярмарка педагогических идей и образовательных проектов» в номинации «Дебют»). Молодой специалист гимназии Солдатова Екатерина Николаевна, учитель английского языка, постоянно занимается самообразованием. Прошла обучение в лингвистическом центре Анкор, приняла участие в дистанционном всероссийском конкурсе педагогического мастерства, где ее урок занял 1 место. Солдатова Е.Н., стала победителем республиканского конкурса «Педагогический дебют 2016».

Молодые педагоги  Центра детского творчества не только организовывают досуг детям, являясь руководителями волонтерского движения, но и находят время для саморазвития, участвуя и побеждая в конкурсах всех уровней.

Лобочкова Александра Андреевна  - педагог – организатор Центра детского творчества, Лауреат государственной молодежной премии Чувашской Республики в сфере охраны окружающей среды, а Николаева Екатерина Александровна-  победитель республиканского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Молодо, не всегда зелено‼!

Одним из важных направлений современного образования является развитие инженерного и технического творчества. Положительным моментом развития этого направления является привлечение специалистов, не работающих в учреждениях образования, а также сетевое взаимодействие. Реализация этого направления подробно прописана в муниципальной программе по развитию технического и инженерного творчества учащихся «Город инженеров: от образовательной программы к выбору жизненного пути», занявшей первое место в республиканском конкурсе программ, и в реализации, которой активно участвуют наши образовательные учреждения. Гимназия №8 активно развивает это направление, выходя на всероссийский и международный уровни. Для этого гимназия активно участвует во многих проектах и программах, которые позволяют повысить квалификацию учителя, расширить его представления о дополнительных возможностях работы с обучающимися.

Развитие технического направления в гимназии и результаты представлены на экране:

Обучающиеся гимназии под руководством учителя информатики Ковалив Н.В. представили свои проекты по техническому направлению в Костроме на Всемирной неделе космоса в октябре 2015 года.

Учитель географии Осипова Н.А. и двое обучающихся участвовали с исследовательскими работами и стали победителями во Всероссийских детско-юношеских научных чтениях имени Сергея Королева в Самаре в январе 2016 года.

Участие с 1 по10 августа 2016 года 10 обучающихся в летней международной школе аэрокосмического образования  в г. Самара

Двое обучающихся гимназии в июле этого года выезжали во Всероссийский образовательный центр для одаренных детей "Сириус".

Двое обучающихся с 1 июля выезжали в лагерь «Белые камни» на компетентностную олимпиаду.

 Команда гимназии «От винта» в составе: Тихонов Евгений, Петров Антон и Быков Александр (руководитель Ковалив Н.В.) достойно представила Чувашию в финале пятого Всероссийского чемпионата проекта «Воздушно-инженерная школа (CanSat в России)» (4 - 9 июля 2016г.,  г. Дубна). Результат команды  - диплом лауреата, специальный диплом Московского авиационного института.

Капитан команды Тихонов Евгений награжден ценным подарком от компании «Иннопрактика» (Центр национального интеллектуального резерва МГУ имени М.В. Ломоносова).

В СОШ №1 на протяжении нескольких лет организована работа школьной видеостудии «Радуга» под руководством индивидуального предпринимателя Кириллова И.П. Рабочая программа студии - это инновационный подход, популяризация и пропаганда компьютерных знаний, показ новых технических и программных разработок, обучение их использованию, создание возможности учащимся и педагогам, родителям проявить свои творческие способности. Итогом работы студии стал первый городской кинофестиваль «Букет», организованный на базе ОУ. Всего в работе кинофестиваля приняло участие более 200 и обучающихся и 21 педагог. Высокая оценка фестивалю и профессиональному мастерству участников была дана председателем жюри Юрием Спиридоновым, продюсером, сценаристом, кинорежиссёром, актёром, Членом союза кинематографистов Республики Беларусь и Республики Чувашии. Фестиваль решено сделать ежегодным событием в жизни города.

         СОШ №3 - участник реализации проекта «Профильные инженерно-технические классы» на территории Чувашской Республики, пилотная площадка по внедрению робототехники в учебно-воспитательный процесс. Обучающиеся школы были участниками летней и зимней школ Наноград-Ч. В рамках внедрения ФГОС кружки робототехники стали вестись и в начальной школе. (Результат в январе 2015 младшие школьники вошли в пятерку лучших команд на первой республиканской робототехнической олимпиаде, проводимой Центр молодежного инновационного творчества).

Обучающиеся школы неоднократно становились призерами на республиканских соревнованиях по робототехнике «Гонка по линии», «Лабиринт», республиканском командном соревновании роботов «Сумо».

         На помощь основному образованию в формировании инженерного мышления приходит дополнительное образование Центра детского творчества. Развитие инженерного мышления детей, занятых в сфере дополнительного образования – основной предмет обсуждения  в современном образовании и вектор развития Центра детского творчества.

На базе ЦДТ в 2015 году открыт Центр молодежного инновационного творчества «Лаборатория NEXT». Сейчас примерно 16,6 % детей г. Шумерля охвачено занятиями в кружках технической и естественнонаучной направленности. Планируется увеличить этот показатель в 2–2,5 раза к 2020 году.

Кроме того, разработана новая Программа развития  на 2016-2020 годы «Детский технопарк», где предусмотрены новые маршруты развития технического естественнонаучного творчества в условиях малого города.

Задача: развивать инженерное и техническое направления, используя все ресурсы: общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, профессиональных учреждений.

Не можем мы не сказать и об учреждении профессионального образования.  Профессиональной подготовкой молодежи города занимается Шумерлинский политехнический техникум Минобразования Чувашии.

Педагогический коллектив техникума достаточно квалифицированный, профессиональное мастерство они ежегодно доказывают на конкурсах разного уровня. На экране представлены победы и достижения педагогов техникума (на экране):

Преподаватель спецдисциплин Бакаев Анатолий Юрьевич стал лауреатом  Республиканского конкурса  «Преподаватель года-2015».

Дипломом 1 степени и медалью награжден мастер п/о  Кирюшин Петр Васильевич, ставший победителем в Республиканском конкурсе профмастерства «Автошоу - 2016».

Пятый год подряд преподаватели становятся победителями республиканского конкурса на получение денежного поощрения Главы Чувашской Республики. В прошлом учебном году им стала преподаватель истории Свищева Татьяна Александровна.

Профессионализм педагогических кадров напрямую влияет на качество подготовки и сформированности профессиональных компетенций студентов техникума, которые  активно участвуют  в республиканских олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, где занимают призовые места.

На экране:

В 2015 году в Республиканском этапе Международного конкурса WorldSkills Russia (Ворлд Скилс Раша) по компетенции: поварское дело Мусин Ренат, студент 3 курса (бывший выпускник СОШ № 6) удостоился медали за высокое мастерство.

В республиканской олимпиаде среди студентов профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики по специальной дисциплине WEB-программирование -  Бакараев Дмитрий (выпускник СОШ №3) – 2 место; студенты техникума заняли призовые места.

В региональном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта студент Шарин Евгений (выпускник гимназии №8) занял третье место.

Дипломом 2 степени, медалью и  ценным подарком в Республиканском конкурсе профмастерства «Автошоу - 2016» награжден студент  группы 3РЭ Дементьев Алексей (выпускник гимназии №8).

В рамках единой стратегии взаимодействия «Школа-Техникум-Работодатель» развивается сотрудничество общеобразовательных и профессиональной организаций города и градообразующих предприятий по вопросам воспитания, профессиональной ориентации учащихся школ. Это правильно, и это нужно развивать.

Все эти победы, высокие достижения педагогов и их учеников еще раз доказывают, что  в нашем городе уже сформировалось целое сообщество креативных педагогов-новаторов, которые способны не только творить на собственных уроках, но и создавать принципиально новые образовательные технологии, разрабатывать свои методики. Буквально достижение последних месяцев - хорошим итогом 2015-2016 учебного года  стало то, что школа искусств №1 г. Шумерля получила высокое признание на федеральном уровне  - стала победителем общероссийского  конкурса  «50 лучших школ искусств России», а школа №1 вошла в число 100 лучших школ России.

Перед нашими образовательными учреждениями поставлены конкретные цели и в освоении новых образовательных стандартов, и в работе с талантливыми детьми, и в совершенствовании инфраструктуры, и в укреплении здоровья детей. И разумеется, в развитии педагогического потенциала.

Образовательное учреждение и педагог – понятия неразделимые. Я бы даже сказал, что в новых условиях это слова-синонимы. Сегодня система образования Шумерли насчитывает 382 педагога. Все образовательные учреждения города практически обеспечены подготовленными кадрами.

При всех этих хороших показателях существует проблема, нет у нас в этом году получателей грантов, нет педагогов, удостоенных гранта Главы Чувашской Республики за подготовку победителей и призеров всероссийской олимпиада школьников, а это имидж учреждения и неплохая материальная поддержка‼!  Все, конечно знают сумму, но я все-таки озвучу: 250 тыс.руб за победителя и 150 тыс.руб. – за призера. Я думаю, это должно стимулировать наших педагогов на достижения, которые будут достойны таких поощрений.

Сегодня само время формирует общественный запрос на нового педагога. Творить на уроках, внедрять передовые методы, участвовать в конкурсах на получение грантов, в профессиональных конкурсах всех уровней должно быть не исключением, а правилом.

В заключение хочу поблагодарить:

руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей, всех представителей педагогического сообщества;

партнеров наших и спонсоров;

своих коллег управленцев всех уровней;

родителей, учащихся;

Главу администрации города Зиновьева Александра Геннадьевича;

всех, чьим трудом образование города Шумерля активно развивается.

Поздравляю всех с наступающим новым учебным годом! Я желаю вам по-настоящему творческой, плодотворной работы, энергии и сил. И, конечно же, настроя на успех! Я желаю всем образовательным учреждениям города Шумерли максимально раскрыть свой уникальный потенциал, основанный на сочетании замечательных традиций и инновационного духа нашего города. Пусть никогда не гаснет огонь искренней преданности Учителя своему делу!