«Инклюзивное образование в ДОУ»

«Инклюзивное образование в ДОУ»

Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов.

 

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е.А. Стребелева в своей программе отметила: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта» .

 

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно0образовательный процесс.

 

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

 

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

 

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

 

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

 

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

 

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

 

4. Все люди нуждаются друг в друге.

 

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

 

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

 

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

 

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

 

 

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

 

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

 

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

 

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

 

Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

 

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

 

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

 

Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

 

 Образовательная деятельность в инклюзивной группе реализуется совместно со  специалистами:

 

Старший воспитатель.

 

Деятельность старшего воспитателя направлена на координирование  деятельности всех участников коррекционно – образовательного процесса Лекотеки.

 

Учитель-дефектолог

 

Формирует или развивает представления об окружающем мире, элементарные математические представления, мышление, восприятие, моторику, сенсорные эталоны на индивидуальных и подгрупповых занятиях с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Учитель-логопед

 

Проводит диагностику речи, участвует в создании индивидуальных программ развития детей, проводит индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевого развития, проводит подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков.

 

Педагог-психолог

 

Осуществляет психолого-педагогическую поддержку семьи и участвует в проведении игровых сеансов, способствует созданию благоприятных условий для развития личности ребенка, принимает участие в социальной адаптации семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет индивидуальное и групповое сопровождение семьи.

 

Тьютор

 

Деятельность тьютора направлена на обеспечение  воспитанников индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения.

 

Музыкальный руководитель

 

Развивает музыкальные способности, эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

 

Инструктор по физической культуре

 

Работает над  сохранением и укреплением здоровья всех детей и их физического развития,  организует спортивные праздники, досуги и развлечения.

 

Педагог дополнительного образования (ИЗО)

 

Выявляет творческие способности воспитанников, создает условия, способствующих их развитию.