В настоящее время детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» от 27.09.96г. №1. Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о становлении подрастающего поколения, а так же как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей. В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации программ осуществлять психолого-социальную ориентацию детей, проводить занятия по изучению мира труда, развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
В соответствии Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой выделена образовательная область: «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Традиционно выделяют три этапа этого процесса: развитие конкретно – наглядных представлений о мире профессий, профессиональное самопознание и собственно третий этап самоопределение.
Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т.п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе игр, рассматривании иллюстраций и бесед, а так, же через экскурсии и целевые прогулки.
На практике ранняя профессиональная ориентация в ДОУ заключается в создании комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно – развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
И на базе нашего дошкольного учреждения (МБДОУ детский сад №18 «Аленушка») существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива в этом учебном году. Наша цель: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста. На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями. Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания. В плане отражено короткое содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи. Каждым педагогом до начала учебного года был составлен рассказ по одной из тем плана. В дальнейшем мы опирались на эту информацию и разрабатывали конспекты занятий. Конечно, основной упор сделан на старших дошкольников. Для средней группы количество тем сокращено. Например, темы: «Профессии наших мам и пап», «Творческие профессии», «С нами работают» и т.д.
Также наши родители активно помогают в проведении занятий, посвященных, теме «Профессии наших мам и пап». Родителям оказалась эта тема близка и очень интересна. В течение года каждый родитель рассказывает детям о своей профессии. Родители активно участвуют в подготовке и проведению мероприятий, а в данный момент в детском саду создается в группах мини-музеи профессий, разработан перспективный план, конспекты занятий, подобран и изготовлен своими руками дидактический материал, литература на разную тематику.
Эта тема интересна всем: детям, родителям, педагогам, поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работу в этом направлении.