В комитете Госдумы по образованию состоялся круглый стол на тему «О ходе реализации концепции развития дополнительного образования детей и молодежи, развитие научно-технического творчества обучающихся в системе образования».
Открывая дискуссию, зампредседателя комитета Ирина Мануйлова заметила, что хотя в последнее время внимание, уделяемое вопросам дополнительного образования, значительно возросло, вопросов остается немало. «Лидерами экономического развития становятся те страны, которые способны выдавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную производственную базу, — сказала заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. — В связи с этим подготовка инженерных кадров становится ключевым фактором конкурентоспособности страны и основой для экономической и технологической независимости». Между тем, популярность детских кружков научно-технического творчества пока что далека от идеала. В то время как художественные секции посещают 30 % юных россиян, наукой интересуется, в зависимости от региона, от 2 до 11 % школьников.
Понятно, что трудно заниматься тем, что в регионах отсутствует. Далеко не каждое учреждение дополнительного образования имеет необходимую для этого материально-техническую базу, не всегда для этого есть и подготовленные кадры, соответствующие образовательные программы. Есть сложности и с доступностью подобных секций. Большинство из них сосредоточены в крупных административных центрах, жители же сельской местности о кружках юного техника могут только мечтать. Эксперты предлагают пересмотреть и программу олимпиадного движения: в нём достаточно предметных состязаний, а вот вопросов, призванных сформировать у детей интерес к научно-исследовательской и научно-технической деятельности — явно не хватает. «Очень мало у нас и инновационных площадок для организации интеллектуального досуга детей и подростков, — признала Ирина Мануйлова. — Именно досуга, который бы стимулировал познание через развлечение, то есть проведение увлекательных научных шоу, научных опытов, занимательных мастер-классов. Слабо развита и система научно-технического просвещения школьников». Среди самых болезненных проблем отрасли названо отсутствие чёткого взаимодействия ведомств, участвующих в организации научно-технического творчества детей.
Документ, способный все эти проблемы решить, уже разработан. Это «План мероприятий на 2015-2020 год по реализации концепции развития дополнительного образования». «Воплотить его в жизнь будет непросто, — признал директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки Александр Страдзе. — Однако каждый пункт его будет символизировать новый этап развития дополнительного образования». По мнению эксперта, в систему должны быть включены не только специализированные учреждения дополнительного образования, но и школы, и вузы. «Помимо этого, крайне важно обеспечить доступ негосударственных организаций к бюджетному финансированию в этой сфере. Это позволит сделать доступными те программы, которые действительно интересны детям», — считает Александр Страдзе. Соответствующий законопроект Минобрнауки уже разработан и внесён в Правительство.
Замначальника отдела надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти Рособрнадзора Ольга Явкина затронула тему лицензирования деятельности учреждений дополнительного образования. Работа по упрощению этой процедуры ведется, ряд документов уже принят. Но в целом процесс непростой, даже связан с определенными рисками, отметила представитель Рособрнадзора, так как, упрощая процедуру, важно сохранить гарантии качества образования и безопасности.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко напомнил и о законодательном обеспечении научно-технического творчества детей. По его мнению, эта сфера достойна отдельной главы в законопроекте о научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ, обсуждение концепции которого недавно началось в Госдуме. «Возможно, в нём даже стоит закрепить введение научных званий для детей, наподобие спортивных званий, которые существуют сейчас», — полагает депутат. Он заметил, что при организации мероприятий по поддержке детско-юношеского научно-технического творчества особенно важен контакт детей с вузами, корпорациями. Поддержка детского научно-технического творчества это сфера, где пересекаются интересы органов власти, образовательного сообщества, бизнеса, и поэтому, считает депутат, здесь необходим продуманный, структурированный подход.
В ходе дискуссии участники неоднократно обращались к вопросам популяризации научно-технических знаний, кадрового обеспечения дополнительного образования и его информационного обеспечения. По итогам круглого стола планируется подготовить рекомендации, которые будут направлены во все заинтересованные структуры.
Е. Голованова, директор ЦДТ, участница круглого стола.