«Профессиональная социализация школьников и молодежи в условиях малого города»(доклад заместителя главы администрации по вопросам социальной политики – начальника отдела образования на августовском педагогическом совете 2015 года)

 «Профессиональная социализация школьников и молодежи в условиях малого города»

Добрый день!

Уважаемый Александр Геннадьевич! Уважаемый Владимир Александрович!

Уважаемые участники августовского педагогического совета!

 

                   Прежде всего, разрешите поздравить Вас с наступающим новым учебным годом, пожелать хорошего старта в тех начинаниях, которые предстоит нам вместе сделать.

Уважаемые участники конференции! Август – особый период для педагогов. Он связан с последними приготовлениями к новому учебному году, с августовскими педсоветами, традиционным городским педагогическим форумом. Начать свое выступление мне бы хотелось со слов искренней признательности и благодарности руководителям образовательных учреждений, педагогам, родителям, спонсорам за подготовку учреждений к новому учебному году. Мы в этом году  с большим трудом прошли приемку школ и детских садов. Работа была проделана колоссальная. Так, например, только на проведение ремонтных работ образовательных учреждений было выделено более двухсот тысяч рублей из городского бюджета и привлечены более девятисот тысяч рублей из внебюджетных источников! Спасибо Вам огромное.

Вчера на дискуссионных площадках, которые прошли на базе Шумерлинского политехнического техникума, педагоги, методисты, управленцы обсудили вопросы организации партнерства учреждений профессионального образования со школами в целях успешного профессионального самоопределения учащихся. Рассказали о различных формах профориентационной работы в образовательных учреждениях города. Также участники высказали свои предложения по выработке единой стратегии взаимодействия «Школа-СПО-Работодатель». Не остались без внимания и вопросы повышения мотивации к профессиональному образованию у молодежи, планирования и реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся. Надо сказать, что руководство и педагоги техникума подошли очень ответственно и творчески к задаче, которую мы перед ними поставили, и сегодня в фойе вы видели мастер-классы, организованные ими. Огромное Вам спасибо!

В последние годы, как отметил в своем докладе Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванов, инвестирование в систему образования стало одним из основных приоритетов государственной политики. Статья расходов на образование на протяжении многих лет является самой крупной в консолидированном бюджете Чувашской Республики Та же тенденция прослеживается и в бюджете города Шумерля, статья расходов на образование составляет 57,1 %, что больше на 1,8 раза по сравнению с 2009 г.

Стремительно меняющиеся условия современного общества и экономики ставят перед системой образования задачу работать «на опережение». И сегодня, в условиях модернизации системы образования, когда главной фигурой инновационного развития становится человек с его потребностями, ценностями и интересами, принципиально важным является то, насколько мы можем предоставить гражданам возможности для получения качественного образования и самоопределения.

            Государственная политика направлена на формирование сильной личности, способной реализоваться в условиях жесткой конкуренции, на воспитание достойных граждан своей страны. Инвестиции должны стимулировать и развивать человеческий, интеллектуальный капитал у ребят в детском саду, в школе, в среднем и высшем профессиональном учреждении. Только накопленный вышеназванный потенциал позволит конкурировать в современном обществе нашим выпускникам.

         Позволю себе цитату, которая четко определяет основное направление развития образования: «…в намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны».

            Образование задает динамику качественного развития общества. Без содружества власти, бизнеса и образования невозможно формирование конкурентноспособной личности, а значит, не может быть конкурентноспособной экономики, от которой напрямую зависит благосостояние населения.

Тема августовской конференции этого года – «Профессиональная социализация школьников и молодежи в условиях малого города».

Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванов констатировал, что одной из актуальных проблем сегодня остается профессиональное самоопределение молодежи. Ее решению может способствовать ранняя последовательная профориентационная работа, которая должна проводиться уже с детского сада. Приведу цитату из выступления министра и руководство к действию: «Считаю, что всем детским садам республики необходимо научиться сотрудничать со школами, учреждениями профессионального образования по реализации проектов раннего самоопределения».

Говоря о формировании индивидуальных особенностей личности ребенка, хотелось бы начать с дошкольного образования, т.к дошкольное образование имеет решающее значение для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу вне зависимости от уровня благосостояния семьи и места проживания. Поэтому обеспечение доступа к дошкольному образованию является одним из ключевых моментов решения проблемы социальной мобильности и снижения потенциальной социальной напряженности.

Муниципалитет за последние годы провел большую работу по обеспечению равных стартовых возможностей для всех детей.

Выполняя поручения Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева, мы практически решили проблему с очередностью в ДОУ. Это стало возможным благодаря введению в эксплуатацию после реконструкции 2-х детских садов (д/с №5 «Радуга» -2011г. и д/с №16 «Рябинушка» - 2013г.). Очередность в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на 25.08.2015 в электронной очереди составила 393 ребенка от рождения до 1,5 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.

С 2013 года в городе ликвидирована очередность для детей старше 3-х лет. В период нового комплектования 2015-16 уч.г. всем детям старше 2-х лет предоставлены места в ДОУ. По состоянию на 25.08.15г. в очереди детей этой категории зарегистрировано 27 человек. Это хороший показатель, но есть над чем работать.

При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками и наклонностями для развития своих способностей и личностных качеств. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой в его развитии. Ведь правильно выбранный профессиональный путь во многом определяет, насколько человек будет успешным в жизни.

Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни. Поэтому, заложенные природой способности надо выявлять и развивать в самом раннем детстве.

В связи с новыми подходами к системе дошкольного образования выявление задатков, способностей и развитие обнаруженных наклонностей у дошкольников является актуальным. Сегодня в наших дошкольных учреждениях организована система непрерывного мониторинга (диагностики) по разным направлениям:

 (на экране) естественно-научное, логико-математическое, творческое мышление, двигательно-физкультурное, музыкальное, художественно-изобразительное, лидерско-коммуникационное, лингво-филологическое.

Педагоги проводят анкетирование родителей по выявлению задатков и наклонностей детей, проводят анализ этих анкет, заполняют карты диагностики, и все эти сведения фиксируют в карте индивидуального развития каждого ребенка. Создать более эффективную систему мониторинга помогает участие всех дошкольных образовательных учреждений в реализации республиканского проекта «Раннее выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей в ДОУ» (О.Г. Волков, педагог, профессор Чебоксарский политехнический институт).

Затем уже в процессе индивидуальных занятий с детьми педагогам и родителям становится ясно, в каком направлении развиваются задатки и наклонности воспитанников.

Задача дошкольного образовательного учреждения – создать условия для полноценного развития каждого ребенка. Работа выстраивается таким образом, чтобы выявленные задатки и наклонности, совместными усилиями педагогов и родителей постоянно формировались в процессе развития и обучения в детском саду, в школе, в других учебных заведениях.

В 2014-15 учебном году в 9 дошкольных образовательных учреждениях 1084 ребенка (59% от общего количества детей в ДОУ) занимались в дополнительных кружках по интересам, по развитию интеллектуальных, спортивных, музыкальных и художественных способностей (на 21% больше, чем в 2013-14 уч.году). Воспитанники детских садов города ежегодно участвуют в международных, всероссийских, региональных конкурсах. Участие и победы наших воспитанников, а их, как вы видите на экране, достаточно много, становиться возможным, только благодаря совместному труду педагогов, родителей и детей.

 (На экране «Я – исследователь», «Зеленая планета», «Мудрый совенок», «Родные края», «Мир сказок», «Талантоха» и другие, муниципальных конкурсах и фестивалях: «Малышиада», «Шумерлинские росточки», «Летите, голуби, летите!», «Разноцветные капельки», «Новогодний серпантин» За три последних года в копилке дошкольных образовательных учреждений более 14 побед на международном уровне, более 62 на всероссийском уровне, более 27 побед на региональном уровне, более 61 победы на муниципальном уровне).

Кроме развития творческих способностей, у дошкольников необходимо развивать и интерес к профессиям. Развитию естественнонаучного направления в ДОУ уделяется особое место, детки под руководством воспитателей, а дома, под присмотром родителей, приобщаются к труду взрослых, через посильную работу на опытных участках и на приусадебных, помогая выращивать овощные и цветочные культуры. Таким образом, задача профессиональной социализации дошкольников состоит в трудовом воспитании детей и ознакомлении их с большим разнообразием трудовой деятельности людей, связанной с выполнение физической работы, управлением механизмами и других понятных им действий. Профессиональная социализация должна также состоять в организации родителями или воспитателями детских садов прогулок к строящемуся дому, автобусному депо, железнодорожному вокзалу и т.п. Эту задачу как приоритетную я ставлю перед дошкольными образовательными учреждениями.

Основная задача начальной школьной ступени в профессиональной социализации состоит в привитии учащимся определенных навыков, любви к систематическому учебному труду, к чтению книг, в продолжении их знакомства с более широким кругом профессий. Школьники более широко знакомятся с работой людей интеллектуального труда. Теперь они наблюдают труд учителя, имеют представление о работе врача, интересуются содержанием специальности родителей. В начальной школе важно сотрудничество с родителями. Школы реализуют это направления, используя такую форму как экскурсии детей на рабочее место родителей, на объекты, где можно познакомить их с большим разнообразием рабочих профессий: на почту, телеграф, в типографию, в ремонтный машиностроительный цех, на хлебозавод и т.п.

Понять возможности и способности ребенка помогает проводимый ежегодно мониторинг готовности первоклассников к школе. В результате анализа результатов был определен общий уровень интеллектуального развития ребенка, способность самостоятельно выполнять задания по образцу (по примеру), а также способность общаться со сверстниками. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием социально-психологической адаптации первоклассника в школьной среде. Немаловажно на самом раннем этапе школьной жизни диагностировать возможность развития синдрома коммуникативного неудачника и начать работу по устранению, как причин, так и последствий сложившейся коммуникативной ситуации. Для многих современных детей только при поступлении в школу возникает возможность активного взаимодействия со сверстниками. Постоянный, бережный контроль над этим процессом позволит вырастить активную, самостоятельную личность, умеющую ориентироваться в социуме.

Данное исследование дает возможность увидеть картину в разрезе класса, школы, муниципалитета и каждого конкретного ученика в ситуации развития коммуникативной компетентности.

Мониторинг проводится 2-й год. Результаты второго года исследования говорят о серьезной работе, проделанной педагогами школ для развития внимания, мышления и умения планирования действий учащихся и позволяют определить дальнейшую траекторию сопровождения обучающихся.

В основной школе необходимо развернуть широкую работу по профессиональной социализации, связанную с ознакомлением школьников со всем многообразием профессий по обслуживающим видам труда (продавец, повар, портной, официант), рабочих массовых профессий на промышленных предприятиях: слесарь, токарь, сварщик, электромонтер, строитель, монтажник, механизатор, инженер и техник, информационный маклер, специалист по киборгам, космоботаник. В подростковый период необходимо на основе учета индивидуальных особенностей и способностей учащихся помочь им определить свою будущую профессиональную деятельность в достаточно конкретном направлении. Ведь к концу девятого класса школьник должен решить вопрос о форме дальнейшего обучения: продолжать ли образование в средней школе или поступать в техникум или колледж. Поскольку вопрос о выборе профессии в это время из теоретического переходит в практический план, очень важно в эти два года (8-9 классы) организовать предпрофессиональную подготовку так, чтобы у учащихся не было ошибок в выборе дальнейшего жизненного пути. Но как раз к этому времени, когда учащиеся познакомились с широким кругом специальностей, они испытывают значительные затруднения в окончательном выборе своего пути, именно на этом этапе очень важна взаимосвязь с учреждениями среднего профессионального образования. 

И у нас есть замечательный опыт такого сотрудничества, длящийся уже на протяжении 5 лет, между гимназией №8 и электромеханическим колледжем г. Чебоксар. Работа организована в формате очно-дистанционного сотрудничества по вопросам организации предоставления образовательных услуг для учащихся 9-х классов гимназии  в рамках элективных курсов по экономике, машиностроению и издательскому делу. (более подробно в выступлении представителей гимназии)

Не менее важны, и старые формы: это - организации экскурсий на разнообразные предприятия: заводы, фабрики, строительные площадки, близлежащие кооперативные предприятия, путем приглашения на уроки людей труда, проведения встреч со специалистами различных профессий, предпринимателями.

Необходимо учитывать, что на выбор профессии в это время значительное влияние оказывает характер трудовой деятельности родителей, их отношение к своим служебным обязанностям, степень посвящения детей в содержание своего труда. 

Мониторинг поступления в учреждения НПО, СПО.

 

Наименование

муниципалитета

Число выпускников, поступивших в НПО,СПО от общего количества 9 кл., %

Число выпускников, поступивших в НПО,СПО от общего количества 11 кл., %

2011

2012

2013

2014

2015

2011

2012

2013

2014

2015

г. Шумерля

44

41,8

44,4

56

57,3

8,7

10,7

8

6,7

11,3

В 10 классы должны идти мотивированные на получение высшего образования дети, не должно быть набора в 10 класс только ради набора. Эта главная наша задача, которую необходимо выполнять. В период обучения в 10-11 классах необходимо помочь старшеклассникам на основе учета их индивидуальных способностей определить свой окончательный профессиональный выбор в получении высшего образования.

Классные руководители и учителя-предметники лучше знает способности своих учеников, и ему легче оказать им помощь в развитии и совершенствовании этих способностей. Помочь одному ученику выбрать направление профильного обучения, поступить в радиотехнический кружок, другому поручить написать реферат на тему, тесно связанную со специальностью, третьему подобрать соответствующую его склонностям книгу и т.д. Исключительно большое значение в определении призвания, пробным камнем удачно выбранного направления занятий являются школьные элективные курсы. Было бы целесообразно организовать в школах не только элективы по теоретическим дисциплинам, но и ввести технические и технологические элективы по рабочим профессиям и специальностям обслуживающего труда. Как отметил В.Н. Иванов, «…важное, а может быть, и главное место здесь должен занять предмет «Технология». Это фактически единственный школьный учебный курс, направленный на овладение учащимися навыками конкретной деятельности, создание новых ценностей, формирование у детей технологического мышления. Именно на уроках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах». В.Н. предложил объявить 2015-2016 учебный год Годом предмета «Технология».

Для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего, высшего профессионального образования, дистанционного образования, что особенно актуально в условиях малого города. Для этого предусматриваются различные формы работы со школьниками: проведение подготовительных курсов (заочные, очно-заочные, дистанционные), олимпиад, организация доступа к культурно-историческому наследию России.

Опыт взаимодействия с ВУЗами у нас тоже есть. Третий год школа №1 взаимодействует с Чебоксарским политехническим институтом в рамках организации работы инженерного класса, здесь и проведение теоретических и практических занятий на базе школы профессорско- преподавательским составом ВУЗа, и участие детей в мероприятиях, проводимых ВУЗом, о формах взаимодействия я уже говорила выше.

Актуальным остается проблема выбора технического направления для поступления в ВУЗы. Нужно отметить, в течение последних лет наблюдается положительная динамика. Здесь свой результат работы дают и инженерные класса, и работа учреждений дополнительного образования.

В целях создания условий для максимального удовлетворения образовательных запросов обучающихся общеобразовательных учреждений, их эффективного профессионального самоопределения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях реализуется профильное обучение.

В образовательных учреждениях реализуются профили: Физико-химический, химико-биологический, социально-гуманитарный, социально-экономический, универсальный профиль.)

 На уровне города попытки организации сетевого взаимодействия в рамках профильного обучения предпринимались. С этого года мы попробуем новую форму организации сетевого взаимодействия, посмотрим, какие будут результаты. Это еще одна наша задача, которую предстоит решать.  

Хотя если говорить об эффективности организации профильного обучения сегодня, то можно посмотреть на результат: выбор профильных предметов на государственной итоговой аттестации (до 89%), выбор ВУЗа для поступления соответствующего профиля (до 90%). Как видите проценты достаточно высокие.

Еще одна форма профориентации старшеклассников – встречи с представителями ВУЗов и СУЗов + Матвеев Г.А.. Большую популярность получили дни открытых дверей в учреждениях профессионального образования по отдельным профилирующим кафедрам и специальностям. Наряду с этим преподаватели и студенты учреждений республики проводят беседы о специальностях на школьных собраниях.

Особо действенную роль в профессиональной социализации старшеклассников играют традиционные вечера встречи выпускников школы с ее питомцами.

Я думаю, что важно еще в период обучения наших выпускников в учреждениях профессионального образования наладить взаимодействие с потенциальными работодателями. Здесь роль школы должна стать связующим звеном. И если наши предприятия, а также бизнес структуры заинтересованы в том, чтобы к ним приходили работать молодые кадры, нужно совместно продумать формы работы по привлечению молодежи и возвращению их в родной город, нужно их замотивировать.

Одним из объективных показателей качества  общего образования  по-прежнему остается ЕГЭ.

Для примера на слайде приведена динамика результатов ЕГЭ с 2011 по 2015 год по двум обязательным предметам - русский язык и математика и двум предметам по выбору, это физика и химия.

                   Сравнение результатов ЕГЭ 2014 и 2015 годов показывает положительную динамику в части увеличения среднего балла по русскому языку, математике и физике.

(результаты ЕГЭ на экране)           Вместе с тем мы наблюдаем ухудшение результатов по таким предметам, как математика и физика в сравнении с результатами республики. Полагаю, что руководители учреждений и педагогические коллективы должны обсудить результаты и принять меры по решению проблемы выбора ребятами профильной математики.

                   Как показывают исследования, уровень образовательных результатов определяется, прежде всего, квалификацией педагогов. Поэтому можно утверждать, что без принципиальных изменений в системе повышения квалификации мы не сможем обеспечить качество массового общего образования. Наверное, необходимо возобновить повышение квалификации, используя ресурсы не только нашего института образования, здесь могут быть выезды в г. Москва, С-Петербург, Самару и др.

С этим связана и другая проблема, которая стоит сейчас перед образованием, – это по-настоящему качественное и реальное введение ФГОС.

Язык ФГОС уже усвоен многими педагогами. Однако перед нами стоит очень серьезная проблема, она же и задача – внедрение образовательных стандартов, определение единого инварианта, «ядра» или обязательного минимума образования, который должен быть обеспечен каждому обучающемуся каждой образовательной организацией, результат, сформулированный на языке компетенций, обеспечивающий достижение трех типов результатов: предметных, метапредметных, личностных.

Для решения существующих в области качества и доступности образования проблем мы реализуем ряд направлений.

                   Одно из направлений - повышение качества математического образования, мы начали его реализовывать с прошлого года. Он сфокусирован на улучшении качества образования в школах. Наша дальнейшая задача - ориентация ребят на естественнонаучное и инженерно-техническое образование. Почему? Потому что во всех развитых странах именно его обладатели составляют элиту среднего класса.

Другое - направлено на повышение результативности реализации ФГОС за счет устойчивого взаимодействия общего и дополнительного образования. Планируется разработка новой модели дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики, направленной на обеспечение встречи с новыми знаниями через иные формы образования, а также через организацию реальных практик.

                   В современном обществе большое значение имеют лидерство, творчество, инновации. В связи с этим другая линия образовательной политики – это работа с одаренными детьми.

                   Созданная в городе система работы с одаренными детьми (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы и т.д.) позволила выявить большое количество таких детей и обеспечить результативность их участия во всероссийских и международных конкурсных мероприятиях.  Более 50 % из них стали победителями и призерами этих соревнований.

Некоторые из наиболее значимых достижений представлены на слайде.

Однако замечу, что в основном это результаты творческой и спортивной направленности. На протяжении последних лет у нас значительно снизилось количество победителей и призеров заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников. Это для образовательной политики является сигналом, на который нам следует реагировать правильно.

                   Для выявления и поддержки одаренных детей необходимо:

-                                  организовать индивидуальное сопровождение высокомотивированных школьников через систему дистанционного и очно-заочного обучения преподавателями вузов;

-                                  максимально использовать возможности образовательного процесса в школе для осуществления учащимися «проб», обеспечивающих свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков;

-                                  добиться участия в олимпиадах мотивированных детей, исключая «массовый подход» и заполнения квот!

                   Актуальной проблемой для образования города является создание условий, обеспечивающих доступность и качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате участия в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в двух школах обеспечены условия для обучения детей-инвалидов по зрению, слуху и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Всего по данной программе на ремонт школы получили денежную поддержку в сумме 4400,0 тыс. руб.

В школах имеются пандусы, соответствующие требованиям СаНиП, приспособлены входные центральные дверные проемы, отремонтированы туалеты на первых этажах, помещения под сенсорные комнаты и комнаты для занятий детей.

Продолжая работу по созданию специальных условий для обеспечения образования особых детей, в задачах на следующий период мы ставим акцент на своевременное выявление, поддержку таких детей и определение для них оптимального образовательного маршрута. В каждом образовательном учреждении системной задачей должно быть формирование позитивного отношения к особому ребенку через грамотное ведение информационной и просветительской работы с общественностью и родителями других детей. В гимназии №8 созданы условия для получения такими детьми наряду с общеобразовательной подготовкой профессиональных проб. Здесь работает гончарная мастерская, установлено оборудование для обучения навыкам судомоделирования. В этом году выпускница с ограниченными возможностями здоровья успешно сдала выпускные экзамены в форме ЕГЭ и по результатам поступила в ЧГУ на факультет «Дизайн и компьютерные технологии».

Реализуя вышеперечисленные направления, направленные на повышение качества образования современных учеников, необходимо остановиться и на проблемных вопросах. Учитывая потребности и приоритеты сегодняшнего дня, нам предстоит организовать площадки по обеспечению преемственности школьного и профессионального обучения (прежде всего, в области машиностроения, швейного производства).

                   Набор вышеперечисленных мною направлений работы по оценке качества, одаренным детям, инклюзии, дошкольному образованию, профессиональной социализации задает «точки роста» и определяет направления системных изменений в обеспечении качества и доступности образования.

                   Таким образом, для реализации образовательной политики в обеспечении качества и доступности современного образования в 2015-2016 учебном году предстоит решить следующие задачи.

                   Первое – мы должны обеспечить введение ФГОС дошкольного и основного общего образования. Для этого нам необходимо обобщить опыт введения ФГОС на пилотных площадках. Провести работу по выделению и оформлению лучших практик, организовать их тиражирование в масштабе города.

                   Второе приоритетное направление образовательной политики –  «Современные образовательные практики для муниципального развития». Основной вызов в рамках этого приоритета для системы образования состоит в том, чтобы обеспечить профессиональный и личностный рост не только наших школьников, но и жителей города.

От того, какое количество выпускников образовательных организаций свяжет свое будущее с городом, насколько граждане будут ориентированы на высокие образцы профессионализма, гражданственности, культуры и патриотизма, зависит конкурентоспособность и развитие муниципалитета в целом. Поэтому формирование современных образовательных практик, обеспечивающих рост кадрового потенциала и становление гражданина, способного участвовать в развитии страны, республики, города, – наша важная задача.

В республике есть замечательный пример организации партнерства профессиональных образовательных организаций республики с работодателями. В международном чемпионате Ворлдскиллс в Бразилии по компетенции «Поварское дело» выпускник Чебоксарского техникума технологии питания и коммерции Александр Гониашвили получил медаль «За высшее мастерство» и подтвердил на весь мир конкурентность образования Чувашии и России.

Это замечательный пример для молодых людей, о подобных примерах нужно рассказывать детям. Как сказал Владимир Николаевич, можно стать успешным в жизни и не получая высшего образования.

В своем выступлении я привела только основные результаты деятельности системы образования в целом. И хотя результаты рассмотрены с точки зрения реализации задач, стоящих перед муниципальным образованием, очевидно, что эффективность решения задач зависит от эффективности взаимодействия между различными учреждениями (независимо от их ведомственной подчиненности) и умения привлечь ресурсы (в т.ч. и не образовательные).

И если мы верны выбранной стратегии – от качества образования к качеству жизни – значит, образовательные учреждения города не должны быть частью хаотичной мозаики, где каждый фрагмент, хотя и красив, но создан только для самого себя.

Система образования города Шумерля представляет собой целостную, осмысленно выстроенную картину. Вполне быть может, и мозаичную, но с единой идеей сюжета.

В нашем случае этой идеей является миссия, которая возложена на образование: стать инструментом социально-экономического развития города. И только объединив усилия, можно преумножить достигнутые результаты.

В заключение выступления, используя предоставленную мне возможность, хочу поблагодарить:

-     главу администрации города Александра Геннадьевича, который несмотря на то, что он только вникает в проблемы города, очень внимателен к проблемам системы образования,

-      депутатов Собрания депутатов;

-     руководителя и преподавателей учреждения профессионального образования;

-     руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, учителей, воспитателей, тренеров, всех представителей педагогического сообщества;

-     ветеранов педагогического труда;

-     членов общественных организаций;

-     партнеров наших и спонсоров;

-     своих коллег управленцев всех уровней;

-     а также, конечно, родителей, учащихся;

-     всех, чьим трудом Шумерлинское образование не выживает, а активно развивается.

В течение этого учебного направим все усилия на решение обозначенных проблем.

Желаю Вам, чтобы вы всегда любили свою работу, ценили ее, отдавали ей свои силы и душевное тепло. Чтобы Вы уважали друг друга, заботились о ближних, о тех, кому вы передаете свой опыт, профессиональное мастерство. Чтобы у Вас всегда было замечательное настроение, рабочий, деловой настрой, а Ваши лица сияли улыбками радости и удовлетворения. Чтобы в ваших семьях всегда были мир и согласие, а ваши воспитанники – всегда радовали и приятно удивляли Вас. Успехов Вам в педагогической деятельности, в совершенствовании профессионального мастерства, новых творческих идей и их неизменного воплощения!

Спасибо за внимание. С новым Вас учебным годом!