Учителя пишут свою "библию"

Н. Игнатьева.

Педагогическая общественность оперативно откликнулась на предложение обсудить проект закона об образовании и в 14.00 собралась в зале заседаний городской администрации. В работе круглого стола приняли участие депутат Госсовета республики В.А. Шигашев, глава города С.В. Яргунин и заместитель главы администрации по вопросам социальной политики - начальник отдела образования Л.В. Осипова.

Открывая мероприятие, член Совета Федерации отметила, что главная цель рабочих поездок ее коллег в регионы - проинформировать население о работе Совета Федерации и Государственной Думы, особенно в сфере, касающейся так или иначе каждого россиянина, - в образовании.

Работа над новым законом об образовании, который должен сменить устаревший нормативно-правовой акт 1992 года, ведется с 2009 года. И за это время к нему было предложено более 25 тысяч поправок, половина из которых нашла отражение в законопроекте. Госдума приняла проект в первом чтении, а до второго чтения профессиональному сообществу и гражданам на местах предоставлена возможность еще раз оценить увесистый труд разработчиков закона и дополнить его своими предложениями. Особенно это касается, отметила Г.Г. Николаева, школ искусств и спортивных школ.

Первое мнение по поводу нового законопроекта прозвучало от директора школы № 6 С.И. Сазоновой. Как положительную сторону проекта она отметила более детализированный правовой статус учреждения образования, педагогического работника и выразила надежду, что столь же конкретно в окончательном варианте закона будут детализированы взаимоотношения средних школ с вузами и дистанционное образование. К слабым моментам руководитель учебного заведения отнесла отсутствие ответов на более приземленные, но не менее важные в повседневной жизни школы вопросы по обеспечению безопасности учащихся, по их медицинскому обслуживанию и организации питания, по поддержке учащихся из малоимущих и нуждающихся семей, и в целом по поддержке малокомплектных школ. Все это актуально и требует принятия четких мер со стороны государства на региональном и муниципальном уровнях.

А директор гимназии № 8 Л.В. Долгова обратила внимание коллег и сенатора на проблему содержания зданий и территорий образовательных учреждений. Эта обязанность возложена на муниципалитеты, но далеко не каждый городской (районный) бюджет способен справиться с подобным грузом ответственности. Значит, необходимо законодательное закрепление данных полномочий за органами государственной власти субъекта Федерации, чтобы избегать впредь неравных условий. Также Л.В. Долгова отметила, что все основные направления приоритетного национального проекта "Образование" в законопроекте нашли отражение, следовательно, сферу, особенно средние общеобразовательные школы, получат новый импульс для развития.

О том, что Шумерлинская детская школа искусств - "не кружок, а полноценная школа", рассказала ее директор С.А. Мокшонкова. С 1 сентября ДШИ работает по действующим федеральным образовательным стандартам, увеличены сроки обучения, а вся программа обучения обеспечивается государственными средствами из городского бюджета. Тут уместной была поддержка главой города С.В. Яргуниным предложения о необходимости вывести финансирование школы искусств на республиканский уровень, тем самым пополнить материально-техническую базу, провести капитальный ремонт старого здания, укомплектовать библиотечный фонд и решить массу других проблем.

Вопросом, а сможет ли школа в условиях малого города соответствовать новому закону об образовании, задалась заместитель директора по УВР школы № 1 Е.А. Дроздова. По ее убеждению, школа в малых населенных пунктах должна рассматриваться как социокультурный центр, способный оказывать другие социально значимые услуги. Например, первая школа с этого учебного года начала апробацию эксперимента по приобщению населения к культурному возрождению посредством театра. В связи с этим она внесла предложение более четко прописать в законопроекте условия и принципы оказания платных дополнительных образовательных  услуг и определить форму документов, выдаваемых по окончании обучения. Ее поддержала Л.В. Долгова, напомнившая о некогда существовавших формах учебных заведений "образовательный центр" и "учебно-воспитательный центр" и внесшая Г.Г. Николаевой предложение о введении в новый закон данных формулировок. Это позволит школам малых городов, в которых ощущается нехватка квалифицированных кадров, реализовать и основные общеобразовательные программы базового и профильного уровней, а также обеспечит учащимся углубленную подготовку по предметам гуманитарного, социально-экономического, технического, художественно-эстетического и других циклов плюс позволит охватить учащихся дополнительным образованием.

Особой категории учащихся было посвящено выступление директора школы № 3 С.В. Яргунина. Он отметил, что в законопроекте слабо проработаны вопросы создания условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: отдельные статьи предусматривают инклюзивное и дистанционное образование только на ступенях общего и среднего профессионального образования. Следует распространить эти принципы и правила на дополнительное и высшее профессиональное образование.

Еще одну форму получения образования - экстернат - считает необходимой прописать в законопроекте директор школы № 2 Т.А. Кутырева. Также она высказала мнение, что в новом законе следует больше внимания уделить поддержке молодых специалистов, для чего необходимо на федеральном уровне зафиксировать некую единовременную денежную выплату при поступлении  человека впервые на работу по специальности. Следует подумать и о повышении базовой части оплаты труда педагогов до уровня средней зарплаты не в регионе, как часто можно слышать в выступлениях многих высокопоставленных чиновников и депутатов, а по стране.

Предложения по проекту нового федерального закона об образовании, высказанные на круглом столе, были в дальнейшем четко сформулированы и переданы сенатору, которая пообещала передать их в комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике.

Ожидается, что новый закон будет принят парламентом до конца года и вступит в силу 1 января 2013 года.