Не запоминать, а формировать мышление

Педагоги многих развитых стран пришли к выводу, что новые условия жизни в динамичном информационном обществе требуют не столько обучения "запоминающего", сколько "формирующего мышление". Некоторые страны уже начали соответствующие реформы систем образования.

В Советском Союзе около 30 лет назад группа последователей Г.С. Альтшуллера - основоположника теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), начала работу по развитию ТРИЗ-педагогики. Одной из целей ТРИЗ-педагогики является научить детей решать открытые (творческие, эвристические, жизненные) задачи. Такой подход позволяет сформировать "решательный" подход к любой ситуации как учебной, так и жизненной.

В ТРИЗ-педагогике выделяетcя два основных типа открытых задач: изобретательские и исследовательские. Известно, что открытые задачи не имеют четкого однозначного условия, могут не содержать каких-то данных или, напротив, содержать избыточные данные. Поэтому учащемуся необходимо самостоятельно осмыслить и дополнить условие открытой задачи, найти необходимые для ее решения сведения в литературе или в Интернете.

Именно знакомству с процедурой  решения исследовательских задач и был посвящен мастер-класс с обучающимися школы № 3 и № 6 Александра Кавтрева - кандидата физико-математических наук, Соросовского учителя, изобретателя СССР.  В настоящее время он - заведующий лабораторией методики использования информационных технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла Центра информационной культуры г. Санкт-Петербурга, методист Федерации Интернет-образования. 

Мероприятие прошло интересно и динамично. В его организации и подготовке приняли большое участие учитель истории и обществознания школы № 3 Т.А. Алексеева, учитель физики  школы № 6 Л.Р. Иванова.

Е. ГОЛОВАНОВА,  заместитель директора по УВР школы № 3.


Отзывы участников:

Г. В. МАКАРОВА,  зам. директора по УВР школы № 2:

- Считаем мастер-класс очень актуальным, особенно в связи с ФГОС: тут  и практика деятельностного подхода, и инструменты для формирования УУД и т.д. Конечно, если будет организован очный семинар в Шумерле, мы будем участвовать - и учителя, и ученики. Также мы готовы выполнить любое поручение и помощь в организации такого семинара.


Т.А. АЛЕКСЕЕВА, учитель истории и обществознания  школы № 3:

- Мне как учителю обществознания и истории очень понравился мастер-класс, проведенный  в режиме он-лайн к.ф-м.н. А.Ф. Кавтревым. "Развитие креативного мышления методами ТРИЗ-педагогики", т.к. методы его работы способствуют развитию логики у обучающихся. Я считаю, что в век наукоемких технологий особую актуальность приобретает проблема развития у обучающихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. В этом контексте креативность и креативная деятельность рассматриваются в качестве цели и результата образования.

Современное общество  требует  от ребенка  не шаблонных, привычных действий и подходов, а гибкости, беглости, оригинальности и разработанности мышления при решении актуальных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности. Но большинство задач в традиционных учебниках  являются стандартными задачами, решаемыми по известным алгоритмам, в то время как обучить учащегося установить причинно-следственные связи тех или иных событий, поиску вариативных решений, выбору лучших результатов эффективнее через "открытые" задачи - задачи, предполагающие многовариантность решений, ответов, исследований, изображений, прогнозов и т.д., т.е. задач, дающих возможность проявлению креативности. 


Н. ВАСЬКОВА, 9 класс школы № 3:

- Мне очень понравилось решать открытые задачи. Интересно находить и продумывать всевозможные пути их решения. ОЗ - более жизненные и интерес к ним от этого больше.