Учитель из Шумерли на Всероссийском съезде учителей географии

В двухдневной работе съезда приняли  участие около 600 делегатов, представляющих 80-тясячную армию учителей географии России. Среди них – школьные учителя географии, специалисты по педагогике и методике преподавания географии, руководители образовательных учреждений, преподаватели вузов, представители органов управления образованием. Город Шумерлю представляла Е.Н. Голованова, учитель географии МБОУ «СОШ №3».

Съезд открыли Президент Русского географического общества, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу, ректор МГУ, академик РАН В.А. Садовничий, декан географического факультета МГУ, первый вице-президент Русского географического общества Н.С. Касимов.

Участники съезда обсудили проблемы и перспективы школьной географии, новые образовательные стандарты, качество географического школьного образования, современные учебники поделятся опытом.

Обсуждались и очевидные больные темы, дискуссия по которым в рамках съезда шла и в аудиториях, и в кулуарах. Например, в нынешнем обилии и разнобое географической обучающей литературы бывает сложно ориентироваться. Этому способствует и новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в рамках которого уже идёт подготовка учебников по девяти линиям, причём их количество может расти.

Говорилось также о том, что нужна профессиональная экспертиза ЕГЭ со стороны профессионалов – учителей, пока недостаточно вовлечённых в этот процесс, хотя формы их участия в этом процессе остались спорным вопросом.

Отсутствие достаточно строгих критериев оценки качества образования также привели к тому, что учителя и другие эксперты в области образования сейчас говорят о необходимости введения поправок в закон об образовании, с тем, чтобы прописать ряд конкретных методических рекомендаций непосредственно в текст закона.

Другая проблема, связанная с географической и, в целом, естественнонаучной подготовкой школьников – падения качества знаний, начиная с 4-го класса. В начале обучения у школьников и выше интерес, и лучше усвоение знаний, чем в преддверии выпускных экзаменов.

Отчасти это связано именно с ними: «Зачем мне учить вашу географию, если надо готовиться к ГИА и ЕГЭ» - обычная и вполне объяснимая позиция. А ЕГЭ по географии выбирают очень немногие по целому ряду причин, о которых мы уже не раз писали, в том числе и в материалах по Съезду.

Также «привычно» было сказано о том, что 1 час географии  в неделю в 6-м классе – недостаточно, и что второй – «региональный» час, у географов обычно забирают в пользу других предметов.

Наконец, «вечный» вопрос, который тоже был поднят:  когда мы говорим о качестве географических знаний и оцениваем его качественно («высокое» или «низкое») и, далее – количественно (в баллах или как-либо ещё), какие у нас для этого основания? Необходимое качество любого предмета определяется его назначением. Так, вряд ли при изготовлении мебели требуется точность до микрометров и, если она не соблюдена, нельзя говорить о плохом качестве изделия.

Вопрос в том, для чего именно нужна география и определённый набор географических знаний (вместе с умением ими пользоваться) даже тем, кто не собирается быть профессиональным географом. Если мы не встаём на позицию фонвизинского  Митрофанушки с его знаменитым «зачем география, коли извозчики есть», то желательно было бы сформулировать, зачем именно она нужна. Дело в том, что человеку необходимо обладать определённым набором и «бесполезных» знаний. Помимо морального удовлетворения и репутации культурного и образованного человека определённая сумма «бесполезных» знаний в разных отраслях даёт синергетический эффект и помогает человеку в решении, в том числе, и его профессиональных задач, где бы он ни работал.

Что съезд даст географии? Этот вопрос неоднократно задавался в ходе съезда, и его участники формулировали свои ожидания и предложения. Они у разных участников, оказались, в общем, сходными.

Первое – нужно упорядочить сами учебные материалы. Сейчас выпускается множество учебников – «клонов», кроме того – многие учебники расходятся концептуально. Это приводит в растерянность не только учеников, но и учителей. Отдельный вопрос – каким образом можно было бы решить эту проблему.

Следующая проблема – слишком мало часов в школе отводится обучению географии (об этом на съезде, как говорится, только ленивый не сказал). Одна из причин – в том, что почти не осталось вузов, где требуются результаты экзаменов по географии.

Суммируя высказывания всех участников съезда - если изложить самые больные вопросы понятным языком, то это будут:

1. Недостаточное количество часов, отводимое для географии в школе, и игнорирование географии вузами;

2. Слабая материально-техническая база, недостаток финансирования;

3. Беспорядок в программе школьной географии, разнородность учебных материалов.