22 августа т.г. в преддверии республиканской педагогической конференции на базе МОУ «СОШ №1» г.Шумерля был организован целый ряд дискуссионных площадок по обсуждению положений проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В работе приняли участие не только педагоги образовательных учреждений города, но Шумерлинского района.
Темой дискуссионной площадки МОУ «СОШ №1» стала презентация проекта «Школа лидера» как одно из важных направлений самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Данный проект создает условия для становления социокультурной личности, сочетающей в себе лидерские качества, способные сформировать в будущем успешную личность.
Работа площадки была открыта выступлением директора МОУ «СОШ №1» Поляковой Т.В., которая дала краткую аналитическую справку о деятельности школы, об успехах и достижениях последних лет, о ресурсном потенциале школы, являющемся фактором успешной реализации проекта. Основные направления реализации проекта, его методологическую базу были представлены учителем истории МОУ «СОШ №1» Гольдштейн М.М..
В ходе дискуссионной площадки, в которой принимали участие педагоги школ города были проанализированы основные факторы, способствующие углублению содержания образования в МОУ «СОШ №1» на примере реализации данного проекта. Выступающими было отмечено, что апробация сопутствующих «Школе лидера» внутришкольных проектов является надежной платформой для осуществления поставленных задач. С одним из таких проектов собравшихся познакомила обучающаяся 8б класса Решнова Екатерина. Она представила научно-исследовательскую работу (Диплом II степени в научно-исследовательском конкурсе «Первые шаги», РАН) «Роль школьного театрального коллектива в социокультурном воспитании детей», в которой рассказала об апробации городского экспериментального проекта «Роль театральной технологии в учебном и воспитательном процессах школы». О духовно-нравственном развитии личности были выстроены дискуссии с собравшимся учителем русского языка и литературы Никоновой Т.Н. и учителем информатики, руководителем КСП «Гнездо» Зайцевым А.М. Данные выступления стали своеобразной точкой отсчета для последующей дискуссии собравшихся о создании условий «формировании человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершение этого общества» (статья 14 «Общие требования к содержанию образования», ФЗ «Об образовании»).
«Сегодня мы обсуждаем положения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Нам очень импонирует в этом законопроекте ориентация образовательного законодательства на развитие человека, него потребности, ценности и интересы», - так начала свое выступление на тему «Модель образовательного пространства МОУ «СОШ № 2» в свете индивидуализации обучения на старшей ступени образования» заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 2» Г.В. Макарова. Школа №2 уже использует в своей работе индивидуальные маршруты В своем выступлении она подробно описала, как выглядит современная модель образовательного пространства школы, рассказала о ее особенностях. Была подробно представлена структура индивидуального учебного плана, пакет нормативных документов, проанализированы достоинства и недостатки технологии индивидуализации, озвучены итоги проекта.
Большой интерес вызвали выступления учителя русского языка и литературы М.В. Аганиной, которая очень подробно рассказала об организации экстерната по чувашской литературе, выступление учениц 10 класса с презентацией своих учебных достижений и видеозапись интервью с учителем физики Р.Н. Мушлайкиной, которая рассказала о том, как модульная группа по физике осуществляет сетевое взаимодействие с Чувашским государственным университетом.
Участники дискуссионной площадки выразили ее организаторам благодарность за представленный большой фактический материал.
В статьях 14 и 15 нового законопроекта речь идет о сетевых формах реализации образовательных программ и программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Именно в этом ключе выстроило работу своей дистанционной площадки МОУ «СОШ №3», обозначив тему как «Дистанционное образование в свете нового законопроекта «Об образовании» - проблемы и перспективы». В ходе работы прозвучал доклад заместителя директора по УВР Головановой Е.Н. о теоретических подходах к организации дистанционного обучения и сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Был продемонстрирован он-лайн урок с ученицей 11 класса Л.Романовой, в ходе которого кандидат химических наук Нечаева О.Н. (ООО «Дистанционный репетитор») провела занятие по теме «Электролиз».
На дискуссионной площадке МОУ «СОШ №6» рассматривали следующие вопросы:
– Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс ПОО (Лушина Л.А., завуч по УВР).
– Универсальные учебные действия. Способы их формирования (Григорьева Наталья Николаевна, учитель начальных классов)
– Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО (Огородникова Марина Михайловна, учитель начальных классов Почётный работник общего образования РФ)
– Организация внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению (Работкина Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов)
– Патриотическое воспитание «Долг перед Отечеством — святыня человека» Замкова (Надежда Валентиновна, учитель начальных классов).
Учителя не только представили свой опыт работы, но и предложили различные творческие задания для работы в группах участникам дискуссионной площадки.
Затронутые вопросы на данной площадке получили положительный отклик со стороны участников дискуссии, проделанная работа признана актуальной и результативной.
Гимназия №8 заявила и провела дискуссионную площадку по теме: «Комплексность развития образования. Проблематика от дошкольного до среднего: обсуждение проблем и демонстрация проектных решений, переход от ступени к ступени в рамках формирования сквозных компетенций». Проблематику сквозных результатов системы образования обозначила в своем выступлении директор гимназии Л.В. Долгова. Процесс создания «новой» образовательной среды МОУ «Гимназия №8» подробно раскрыла зам директора гимназии по УВР С.И. Кошелева. Демонстрацию проектных решений по формированию сквозных компетенций из опыта работы гимназии представила зам директора по УВР О.В. Суркова. Особый интерес у присутствующих вызвало дуальное образование. Дуальное образование как проектное решение для перехода от основной к средней ступени образования в рамках формирования сквозных компетенций является инновацией и моделью взаимодействия, обеспечивающей преемственность между общим и профессиональным образованием. В работе дискуссионной площадки через Интернет (прямое включение ЧЭМК через программу «Skype») принял участие Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный работник профессионально-технического образования Чувашской Республики, вице-президент Союза директоров ССУЗов РФ, член Союза машиностроителей РФ Судленков Алексей Алексеевич и заместитель директора ЧЭМК С.М. Камалутдинова. Участники дискуссионной площадки задавали вопросы, обсуждали и благодарили за представленный опыт.
Главной темой обсуждения среди работников дошкольных учреждений стали «Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования в условиях модернизации». С точки зрения работников системы дошкольного образования качество образования рассматривается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов.
Бурно обсуждался новый законопроект об образовании: все участники дискуссии пришли к выводу о том, что реализуемые направления в дошкольном образовании уже созвучны с законопроектом и работники системы дошкольного образования города Шумерли готовы к принятию нового закона.
На дискуссионной площадке работников дополнительного образования обсуждалась тема «Стратегия интеграции системы общего и дополнительного образования в городе Шумерля в ситуации социально-экономических изменений». В ходе живого диалога присутствующие пришли к заключению, что в числе приоритетов деятельности учреждений дополнительного образования детей следует назвать:
– осуществление новых направлений деятельности (информационные технологии, техническое творчество, дизайн, ремёсла, музейная педагогика, журналистика);
– расширение возрастного диапазона программ (предшкольная подготовка для детей дошкольного возраста, профильное обучение в условиях сетевого взаимодействия учреждений для старшеклассников);
– расширение спектра образовательных программ, обеспечивая право выбора индивидуального образовательного маршрута;- широкое внедрение разноуровневых программ (общекультурного, углублённого, допрофессионального уровней).
Кроме этого предстоит расширить возможности получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями развития, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях.
Каждый участник дискуссионных площадок определил для себя конкретные задачи, выделил приоритеты, которые будут реализованы в наступающем учебном году.