Константин Ганин, студент 1 курса «Финансы и кредит» филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары .
В детстве я очень любил читать. Поэтому неудивительно, что, когда мне впервые задали вопрос: "Кем ты хочешь стать?" - я ответил: "Писателем". Детям свойственно часто менять своё решение, но это был не мой случай. С тех пор, наверное, я и стал делать различные заметки о друзьях, природе, событиях, в общем, обо всём, что представляло хоть какой-то интерес для меня. Но, как известно, судьба вносит свои коррективы в наши планы, и вот в средних классах я уже пишу научно-практические работы, участвую в различных конкурсах и другой самодеятельности. Заметки продолжаю делать, но уже не так часто; если говорить прямо - детские мечты начинают пылиться на задней полке. Теперь я студент 1 курса специальности "Финансы и кредит" филиала РГСУ в Чебоксарах...
Совсем недавно, узнав о конкурсе, я понял, что пора бы "протереть пыль" в закромах и достать старые записи, среди которых есть, теперь уже воспоминания, и об учителях. Вот одна из таких записей, которую я ещё тогда назвал "С душой о зелёном друге". Простите, если что-то будет непонятно, но мне тогда было всего лишь 12 лет.
Завтра по расписанию урок биологии. Листаю учебник ботаники в поисках нужного параграфа... "Развитие побега из почки" 21. Я перестаю листать: перед глазами урок. Учительница объясняет тему, и как-то плавно в ход урока вписывается стихотворение Зои Александровой "Белая черёмуха":
Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег,
Радовался дереву
Каждый человек...
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи
Отломила сук...
Она рассказывала стих, будто читала молитву, и казалось, что она прячет свои слёзы в глазах, держа в руках бумагу... Мне вдруг вспомнился другой момент:
...Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой, -
Не ломай меня!
Она не говорила прямо "не ломать", "не рвать"; её цитаты, отрывки из стихотворений сами заставляли думать, что этого не следует делать.
Страница 76 "Строение стебля". Перед глазами снова урок. Она нам объясняла не только книжный материал. Помню, как мы рассматривали кору разных деревьев. С огромным удивлением узнаём на уроке, из чего делали раньше лапти. Не даёт покоя вопрос: "Из какого дерева производят спички?" Учительница повесила на доску красивый рисунок берёзы. "Нашла чем удивить?" - промелькнула мысль в голове.
...Я - берёзка белая,
Я в лесу росла,
Горем поделиться
К вам сюда пришла.
Она воплотилась в роль берёзы. В классе на секунду повисла тишина.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчишка-сорванец.
Он изрезал ножиком
Всю мою кору...
Дрожь берёт всех. Даже ребята с третьей парты, которые о чём-то переговаривались, замолкают. Все внимательно слушают учительницу "О значении коры"...
Нахожу нужный параграф: "Разнообразие голосеменных растений". Кажется, что я не читаю параграф, а вспоминаю прошедший урок, глядя в текст. Какое удивление: те деревья, что на пришкольном участке - это туя западная. Помню, когда собирали в сентябре маленькие коричневые шишечки, я не поверил, что это хвойное растение. Хвоя, хвоинки - ель, сосна, кедр, а у туи не лист, не хвоя, а какое-то зелёное ожерелье.
Учительница показывает на уроке мешочек с собранными семенами туи, а затем предлагает: "Ребята, давайте попробуем весной посеять семена туи. Я думаю, из вашего класса этим займутся не только члены кружка "Живая природа", но и остальные учащиеся".
"А сколько лет туям, что у нас на пришкольном участке?" - выкрикивает Никита. Слышу ответ и задумываюсь. Интересно, 10 лет тому назад, когда посадили саженцы туи на пришкольном участке, мне было всего лишь 2 года.
Разве забудешь те моменты: шишки, ветки кипариса, ели, сосны, кедра, которые мы рассматривали, измеряли на уроке. Стиль её преподавания - не книжный материал, не строгое соблюдение пересказа текста и заполнение таблиц. На каждом уроке она "выходит" в природу. Вот и при изучении темы "Голосеменные растения" не могла не рассказать нам о тех величавых соснах, что окружают наш пришкольный участок, о необходимости бережного отношения к гордости нашего города (ведь это не искусственно рассаженные, а естественные острова лесного массива). На уроке вспоминали также о саженцах елей и сосен, что растут на школьном дворе, и как теперь не принять идею о посеве семян туи?
Подумать только, а сколько ещё было таких моментов "с душой о зелёном друге" (с душой о природе) на уроках, на занятиях кружка "Живая природа", на экскурсиях, во время работы на пришкольном участке? - Не счесть.
На этом моя старая запись заканчивается. Осталось только сказать о главном. Героиня моего очерка - учительница биологии гимназии № 8 г. Шумерля, Вера Николаевна Ванеева.
Совсем недавно, узнав о конкурсе, я понял, что пора бы "протереть пыль" в закромах и достать старые записи, среди которых есть, теперь уже воспоминания, и об учителях. Вот одна из таких записей, которую я ещё тогда назвал "С душой о зелёном друге". Простите, если что-то будет непонятно, но мне тогда было всего лишь 12 лет.
Завтра по расписанию урок биологии. Листаю учебник ботаники в поисках нужного параграфа... "Развитие побега из почки" 21. Я перестаю листать: перед глазами урок. Учительница объясняет тему, и как-то плавно в ход урока вписывается стихотворение Зои Александровой "Белая черёмуха":
Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег,
Радовался дереву
Каждый человек...
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи
Отломила сук...
Она рассказывала стих, будто читала молитву, и казалось, что она прячет свои слёзы в глазах, держа в руках бумагу... Мне вдруг вспомнился другой момент:
...Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой, -
Не ломай меня!
Она не говорила прямо "не ломать", "не рвать"; её цитаты, отрывки из стихотворений сами заставляли думать, что этого не следует делать.
Страница 76 "Строение стебля". Перед глазами снова урок. Она нам объясняла не только книжный материал. Помню, как мы рассматривали кору разных деревьев. С огромным удивлением узнаём на уроке, из чего делали раньше лапти. Не даёт покоя вопрос: "Из какого дерева производят спички?" Учительница повесила на доску красивый рисунок берёзы. "Нашла чем удивить?" - промелькнула мысль в голове.
...Я - берёзка белая,
Я в лесу росла,
Горем поделиться
К вам сюда пришла.
Она воплотилась в роль берёзы. В классе на секунду повисла тишина.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчишка-сорванец.
Он изрезал ножиком
Всю мою кору...
Дрожь берёт всех. Даже ребята с третьей парты, которые о чём-то переговаривались, замолкают. Все внимательно слушают учительницу "О значении коры"...
Нахожу нужный параграф: "Разнообразие голосеменных растений". Кажется, что я не читаю параграф, а вспоминаю прошедший урок, глядя в текст. Какое удивление: те деревья, что на пришкольном участке - это туя западная. Помню, когда собирали в сентябре маленькие коричневые шишечки, я не поверил, что это хвойное растение. Хвоя, хвоинки - ель, сосна, кедр, а у туи не лист, не хвоя, а какое-то зелёное ожерелье.
Учительница показывает на уроке мешочек с собранными семенами туи, а затем предлагает: "Ребята, давайте попробуем весной посеять семена туи. Я думаю, из вашего класса этим займутся не только члены кружка "Живая природа", но и остальные учащиеся".
"А сколько лет туям, что у нас на пришкольном участке?" - выкрикивает Никита. Слышу ответ и задумываюсь. Интересно, 10 лет тому назад, когда посадили саженцы туи на пришкольном участке, мне было всего лишь 2 года.
Разве забудешь те моменты: шишки, ветки кипариса, ели, сосны, кедра, которые мы рассматривали, измеряли на уроке. Стиль её преподавания - не книжный материал, не строгое соблюдение пересказа текста и заполнение таблиц. На каждом уроке она "выходит" в природу. Вот и при изучении темы "Голосеменные растения" не могла не рассказать нам о тех величавых соснах, что окружают наш пришкольный участок, о необходимости бережного отношения к гордости нашего города (ведь это не искусственно рассаженные, а естественные острова лесного массива). На уроке вспоминали также о саженцах елей и сосен, что растут на школьном дворе, и как теперь не принять идею о посеве семян туи?
Подумать только, а сколько ещё было таких моментов "с душой о зелёном друге" (с душой о природе) на уроках, на занятиях кружка "Живая природа", на экскурсиях, во время работы на пришкольном участке? - Не счесть.
На этом моя старая запись заканчивается. Осталось только сказать о главном. Героиня моего очерка - учительница биологии гимназии № 8 г. Шумерля, Вера Николаевна Ванеева.